Стратегическое планирование и управление на уровне функциональных подсистем СЦ губернатора с использованием информационно-аналитических и экспертных систем

Слайд1Слайд2

 

Представлен общий вид Лаборатории принятия ситуационных решений кафедры инновационных технологий МИИТ как прототипа СЦ МИИТ, а также основные форматы работ. Лаборатория ориентируется, прежде всего, на разработку качественных решений сложных, нелинейных, слабоструктурированных,в т.ч. крупномасштабных управленческих, социально-экономических и технико-технологических задач и проблем в сфере транспорта с минимальным информационным обеспечением за счет использования мультиагентных сетевых экспертных процедур. Одна из особенностей такой деятельности заключается в ее творческом конфликтном характере, слабо поддающемся формализации, но одновременно требующем конкретного конечного решения. При этом существенные дополнительные трудности привносятся не только за счет сложности и неточности рассматриваемых проблем, но и за счет неоднородности коллектива специалистов, участвующих в работе, разных взглядов на одну и ту же ситуацию, отсутствие общего языка, различных интересов, стилей мышления, психологической совместимости и т.д. Возможности лаборатории используются также в учебном процессе, при разработке различных учебных проектов, подготовки рефератов, курсовых, ВКР и магистерских диссертаций, а также в управлении вузом/институтом, кафедрой – проведение ректоратов, кафедр, ученых советов, защите диссертаций. Одним из ключевых направлений работы Лаборатории является разработка типовой модели ситуационного центра Университета/института/факультета. В основе концепции использования Лаборатории лежит принцип адекватности используемого аналитического инструмента исследуемым проблемным ситуациям, прежде всего, их сложности. Хотелось бы отметить две важные характеристики используемых когнитивных и управленческих технологий и обеспечивающего  их программного обеспечения.

1 – универсальность, технологии предназначены для работы практически с любой предметной областью, например, любой информационной подсистемой субъекта федерации/федерального органа.

2 – системность – технологии обеспечивают все этапы управленческой деятельности (управленческого цикла), начиная от анализа и прогноза развития проблемных ситуаций и заканчивая мониторингом и коррекцией решений при реализации конкретных управленческих проектов.

В основе используемых технологий лежат российские авторские разработки в области формирования эффективных рабочих команд, а также их управления в режиме реального времени и теории системно-креативного мышления и управления, в т.ч. активно разрабатываемой в настоящее время теории системно-креативных «пакетных» решений.

Слайд3

 

Структурная схема модуля «TeamCreator» 2.0 – сетевой режим формирования эффективных управленческих команд и проведения управленческого анализа. Формирование новых/оценка уже существующих команд осуществляется с помощью батареи специальных психологических тестов («Самовосприятие» Р.Белбина, MBTI, MMPI, MSI Р. Адизеса и др. Методика использования некоторых тестов модифицирована в результате совместных исследований с Лабораторией психологии профессий и конфликтов МГУ). Управленческий анализ включает в себя несколько задач: формирование проблемного поля ПС/проекта или организации в целом, анализ управленческих ошибок, выявление организационных патологий, диагностика организационной культуры проекта/организации и др.

Слайд4

Структурная схема модуля «TeamCreator» 2.0 – режим управления проектной командной и когнитивной работой команды в реальном времени по технологии «6-ть шляп Э. де Боно». Ключевая цель данного режима работы –повышение эффективности работы с помощью модерации/фасилитации   команды и формирования единого креативного поля (ЕКП) команды.

Слайд5

Скриншот экрана Главный экран модуля «Когнитивное моделирование и реализация ПС/проекта»

Программные средства Лаборатории предназначены для разработки когнитивных моделей управленческой деятельности в рамках интеллектуальных систем поддержки принятия решений, так  называемый «гибридный интеллект». Такие динамичные системы включают в себя активных целеустремленных субъектов деятельности и систему объектов управления, погруженных в динамично изменяющуюся внешнюю среду. «Умные» технологии (системно-креативного мышления (СКМ), системного управления командной работой, управленческое проектирование в СКМ и др.), а также многофункциональное программное обеспечение позволяют обеспечить все виды/этапы управленческой деятельности.

Прототипом программного обеспечения, предназначенного для реализации предлагаемых технологий является программный комплекс «ТТРП-ЭВРИКА» (свидетельство об официальной регистрации Федеральной службы РФ по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам №2006610693) – неоднократный лауреат и победитель российских и международных конкурсов в номинации «Центры разработки и принятия решений».

Данный программный комплекс включает в себя 6 модулей (более 50 специальных когнитивных и управленческих приложений, в т.ч. модифицированных для неравновесных, кризисных ситуаций). Все модули могут быть поставлены в различных вариантах, учитывая специфику, в т.ч. уровень сложности, решаемых задач.

  Задачи (в сетевом варианте), решаемые для ситуационных центров ОГВ РФ:

•          Стратегический анализ и сетевой мультиэкспертный прогноз развития (по методу анализа иерархий Т. Саати), а также выбор «пакета» эффективных решений для анализируемых проблемных ситуаций (ПС), в т.ч. визуализация ПС в виде системы взаимосвязанных экранов с интерактивными элементами на базе языка визуального описания ПС;

•          Управленческий анализ (на основе сетевого анкетирования) внутренней среды организации/ПС/Проекта: видение организации ее сотрудниками, выявление управленческих ошибок и организационных патологий, анализ управленческих решений, диагностика организационной культуры, стейкхолдер-анализ (20 задач), формирование проблемного поля организации и др.;

•          Формирование проблемно-целевой области анализируемой ПС/проекта в виде сети ключевых целей и подцелей;

•          Стратегическое и маркетинговое планирование, финансово-экономический и функционально-стоимостной виды анализа ПС в т.ч. для общественных организаций;

•          Разработка, оценка (в т.ч. мультисценарный, многопараметрический прогноз расчета социально-экономической эффективности и сетевая экспертиза «выгоды-риски» (для слабоструктурированных задач), а также выбор «пакета» оптимальных решений;

•          Оперативно-диспетчерское управление (мониторинг, контроль исполнения поручений, контроль ресурсных буферов и т.д.)  реализацией решений (проектов);

•          Организация работы команд в СЦ: проектная командная работа, организация эффективных совещаний любого уровня: стратегические, информационные, деловые и др., организация экспертно-аналитической деятельности, креативные сессии для разработки нестандартных решений.

•          Кадровые задачи: формирование и оценка (комплексная экспресс-диагностика) команд (социотип, командные роли, оценка управленческого потенциала, психологическая совместимость участников, модерация/фасилитация работы команды в режиме реального времени, формирование единого креативного поля команды), а также формирование кадрового резерва, расстановка персонала, аттестационно-конкурсная работа на базе управленческого проектирования и др.

•          В Лаборатории проводится, кроме учебного процесса по программам Университета, также обучение по программам ДПО, в т.ч. дистанционное (тренинг-семинары), обучение тьюторов, с использованием командных организационно-деятельностных игр (ОДИ) на базе технологии проектного управления. Длительность семинаров от 36 часов (3 дня) до 108 часов (7 дней). Темы семинаров связаны с обучением (обучающий консалтинг) системно-креативному (сложносистемному) мышлению, эффективной командной работе с использованием проектных методов, а также управленческому экспресс-обучению менеджеров, аналитиков и экспертов для ситуационных центров ОГВ РФ.

Слайд6

- Схема проведения стратегического анализа/проекта в модуле «Когнитивное моделирование и реализация ПС/проекта». Схема включает в себя этапы макро-, мезо-, и микро-анализа. Например, микро-анализ включает в себя портфельный анализ (BCG, Mckinsey, ADL, Hoffer/Schendel и др.), макро-анализ — PESTE+M, SPACE-, SWOT и др. виды анализа. Как уже отмечалось мною выше(принцип адекватности), для разработки эффективных решений для сложных систем необходим адекватный анализ таких систем. Стратегический анализ является не самоцелью, а необходимым условием выбора характеристик (параметров порядка) на регулировании которых и будет основано управление такими системами. Для управления сложными системами в лаборатории используется теория нелинейного менеджмента, ключевым этапом в которой является экспертная оценка уровня неравновесности/кризисности системы и среды. Уровень изменяется от 3 до 5 баллов по шкале И.Ансоффа. В зависимости от оценки этого уровня выбирается адекватная этому уровню система стратегических методов анализа. При устойчивом уровне, от 3 до 3.5 баллов, используются технологии и методы классического стратегического анализа, при повышении уровня неравновесности увеличивается значение слабоструктурированной информации и, соответственно,  значение нечетких, «размытых» методов анализа – стратегического позиционирования, системы управления отдельными стратегическими задачами (СУСЗ), технологии «слабых сигналов» И. Ансоффа и технологии системно-креативных «пакетных» решений «на кромке хаоса» (СКМ решений) – при уровне нелинейности больше 4.75. СКМ- решения предполагают создание антихрупких систем Никласа Талеба.

Нашей группой, совместно с экспертами в области легкорельсового транспорта (ЛРТ-транспорта) и специалистами Яргорэлектротранса ,в течении сентября 2015г. был проведен стратегический экспресс-анализ состояния транспортной сети г. Ярославля, по результатам которого были выделены наиболее приоритетные направления развития транспортной системы города. На следующих слайдах представлены некоторые результаты такого анализа. Начнем с результатов использования модуля «Сетевая экспертиза».

Слайд7

Модуль «Сетевая экспертиза» в стратегическом анализе и планировании. Для кризисных (нелинейных) проблемных ситуаций в настоящее время наиболее эффективными (в сравнении с экономико-математическими моделями) являются технологии нелинейного (сложного/сложносистемного – Э. Морен, К. Майнцер, системно-креативного) мышления, а также различные экспертно-аналитические технологии, ориентирующиеся на методы нелинейного менеджмента.В нашей системе эксперты используют метод анализа иерархий (МАИ) Томаса Саати, который позволяет работать с большим спектром задач и эффективно их решать. Метод анализа иерархий включает в себя построение иерархии, парное сравнение вершин иерархии, синтез иерархии, прогнозирование обобщенного сценария и формирование отчета:

«прямой прогон» — проецируемое (прогнозируемое) будущее;

«обратный прогон» – желаемое будущее, выбор наиболее эффективной стратегии и тактики поведения.

Слайд8

Экспертная оценка выбора типа трамвая (3 варианта МАИ-моделей, 7 типов трамваев). Эксперты-специалисты МИИТ и Минтранса.

Критериями выбора типа трамвая являлись экономические, эргономические и технико-технологические характеристики предлагаемых типов трамваев. Использовалась самая простая (из-за отсутствия необходимой информации) 4-х уровневая МАИ модель.

Слайд9

 

На слайде изображены некоторые результаты проведения стратегического анализа негативных ключевых факторов функционирования транспортной системы в г. Ярославле. Анализировались, прежде всего, финансово-экономические показатели: структура доходов и расходов, выручка, валовая прибыль, себестоимость, маржинальная рентабельность и др., численность персонала в т.ч. административно-управленческий, водители, кондукторы, ремонтники и т.д., карта маршрутной сети города, расчет пассажиропотоков и др. а также анализ технико-технологических показателей транспортнойисистемы(ТС) и качество обслуживания пассажиров.

Основные причины убытков:

  • Убыточные маршруты (недозагрузка)
  • Содержание избыточного парка транспортных средств (до 20% парка), избыточный персонал и расходы на инфраструктуру
  • Неоптимальное расписание и график рабочего времени выпуска на маршруты
  • Неоптимальные тарифные планы, в т.ч. отсутствие единых транспортных карт
  • Отсутствие координации между видами транспортных средств
  • Дублирование маршрутов частными перевозчиками
  • Несогласованность транспортной политики с ОИВ

Слайд10

Маржинальный анализ маршрутов и оптимизация графика выпуска ТС. На слайде представлен маржинальный анализ маршрутов электротранспорта и оптимальный режим графика выпуска транспортных средств. Маржинальный анализ (совместно с финансово-экономическим и функционально-стоимостным видами анализа) предназначен для определения убыточных/избыточных структур, функций, в нашем случае – маршрутов транспортных средств, имеет понятное визуальное воплощение в языке визуального описания проблемных ситуаций (ЯВО ПС). Сокращение убыточных маршрутов, по предварительным оценкам,  даст около 10% экономии расходов.

Слайд11

Текущая транспортная ситуация по городу Ярославлю. Текущая транспортная ситуация по г. Ярославлю изображена на слайде 11.

Отсутствуют:

  • Система магистральных и подвозящих маршрутов
  • Сквозные тарифы, система универсальных транспортных карт
  • Координация маршрутных расписаний

В результате:

  • Снижается привлекательность городского муниципального транспорта
  • Увеличивается доля частных перевозчиков, не обеспечивающих необходимый уровень комфортности, безопасности и экологичности  пассажирских перевозок
  • Дотации для покрытия убытков транспортных муниципальных унитарных предприятий ежегодно увеличиваются, но не дают должного эффекта по улучшению качества перевозок

Слайд12

Основные решения для повышения привлекательности и доходности городского муниципального электротранспорта приведены на слайде 12. Экспертная оценка эффективности предлагаемых решений проводилась в т.ч. с использованием стандартной 4-х уровневой МАИ-модели.

Решения Увеличение выручки, % (экспертная оценка)
1 Разработка общей стратегии развития пассажирского транспорта
2 Выделение магистральных маршрутов, корректировка расписания и обеспечение маршрутов транспортными средствами с достаточной провозной способностью 5-10
3 Введение гибкой сквозной системы оплаты проезда 5-7
4 Увеличение скорости движения по магистральным маршрутам за счет ремонта дорожного полотна, введения приоритетности движения, проекта «Скоростной трамвай» 10
5 Разгрузка магистральных маршрутов от дублирующего транспорта не обладающего достаточной провозной способностью 10-15

 

Слайд13

- Реализация транспортной стратегии – это повышение привлекательности городского общественного транспорта и рост объема транспортных услуг в г. Ярославле. Был проведен экспресс-анализ существующей маршрутной сети города и заданы общие параметры модели развития общественного транспорта города с учетом характеристик первой очереди проекта (маршрут соединит северный и южный районы г. Ярославля)

Анализ существующей маршрутной сети города

  • Расчет пассажиропотоков в городском пассажирском транспорте
  • Расчет предоставленной провозной способности общественного транспорта
  • Анализ технических показателей транспортной сети и качества обслуживания

Разработка модели развития общественного транспорта города

  • Разработка оптимальной маршрутной сети города
  • Разработка технической, экономической, организационной моделей организации пассажирских перевозок
  • Участие в разработке генерального плана города

Слайд14

- Реализация транспортной стратегии – это повышение привлекательности городского общественного транспорта и рост объема транспортных услуг в г. Ярославле. Был проведен экспресс-анализ существующей маршрутной сети города и заданы общие параметры модели развития общественного транспорта города с учетом характеристик первой очереди проекта (маршрут соединит северный и южный районы г. Ярославля)

Анализ существующей маршрутной сети города

  • Расчет пассажиропотоков в городском пассажирском транспорте
  • Расчет предоставленной провозной способности общественного транспорта
  • Анализ технических показателей транспортной сети и качества обслуживания

Разработка модели развития общественного транспорта города

  • Разработка оптимальной маршрутной сети города
  • Разработка технической, экономической, организационной моделей организации пассажирских перевозок
  • Участие в разработке генерального плана города

Слайд15

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>