Нелинейный стратегический менеджмент как ключевой инструмент управления в сильно неравновесных социально-экономических средах.

Н.Г. Шаламова к.э.н. (ГУУ, Москва)

 А.В. Шевырёв к.э.н. (МАЭП, Москва)

 М.А. Федотова к.э.н. (ГУУ, Москва)

 

НЕЛИНЕЙНЫЙ СТРАТЕГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ КАК КЛЮЧЕВОЙ ИНСТРУМЕНТ УПРАВЛЕНИЯ В СИЛЬНО НЕРАВНОВЕСНЫХ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ СРЕДАХ

 

  1. Актуальность исследования: Менеджмент эпохи синергетики и системной креативности. Неадекватность социальных практик как причина неэффективности стратегического управления.
  2. Основные параметры стратегического мышления: панорамность, системная креативность.
  3. Современный российский подход к разработке, реализации и мониторингу стратегий (целевых программ): методология – ситуационный подход, теория – управление по результатам, методика – программно-целевое планирование. От задач к проблемам. Линейное и нелинейное мышление. Подход предлагаемый авторами: методология – синергетический подход, теория — нелинейный менеджмент, методика -  системно-креативный (СКМ) – проектный менеджмент.
  4. Предлагается концепция нелинейного стратегического менеджмента (Nonlinear strategic management — NSM) как развитие парадигм менеджмента XX-XXI веков (классическая, неклассическая, постнеклассическая), основанная на принципах линейного и нелинейного управления (Шевырёв, 2007, http://ewrikasmc.ru/lib/book3.html).
  5. Предлагается интегрально-феноменологическая модель разработки и реализации эффективных стратегий в современном менеджменте как коэволюция отдельных бизнес-, функциональных-, операциональных стратегий по самостоятельным зонам хозяйствования (СЗХ), «смесь» агрегатных состояний менеджмента («перемешивающий» слой И. Пригожина).
  6. Для эффективной навигации при разработке и реализации стратегий, авторами предлагается вариант модифицированной матрицы И. Ансоффа-необходимость стратегической реакции на неравновесность- центр тяжести анализа смещен к конструированию будущего:

a)    Существующие рынки (целевые, смежные: по сырью, технологиям, пространству, ситуациям);

b)    Прогнозируемые рынки (та же классификация);

c)    Существующие (реальные) товары и услуги по классификации квантово-экономического анализа (КЭА) – все уровни;

d)    Прогнозируемые (виртуальные, потенциальные) товары и услуги;

e)    Новые/старые технологии.

  1. Анализируется технология классического стратегического анализа (КСА): SWOT, PESTE + M, портфельный анализ и др. Дается неклассическая модификация методов КСА с учетом нелинейности внешней и внутренней сред (SWOTd – анализ и др.)-вся аналитика переориентируется на проактивное конструирование новых возможностей.

a)    Разработка стратегии: принципы, форматы – миссия, концепция стратегического развития, формирование проблемно-целевой области (ПЦО) (SMART -, ПАКПРРЭ-правила), стратегии – корпоративная, бизнес, функциональные, операциональные;

b)    Реализация стратегии: принципы, форматы – алгоритм эффективных коммуникаций (АЭК-модель СКМ);

  1. Рассматривается неклассическое стратегическое позиционирование как обобщение классических стратегий на базе квантово-экономического анализа (КЭА) и биологического подхода к классификации конкурентного поведения (Л.Г. Раменский, Х. Фризевинкель, А.Ю. Юданов).
  2. Рассматривается система управления стратегическими задачами (СУСЗ) как инструмент управленческого проектирования в неравновесных средах.
  3. Рассматривается стратегическое управление по слабым сигналам как инструмент эффективного управления в сильно неравновесных средах.
  4. Рассматривается стратегическое управление в условиях «джокера» (бифуркации) как инструмент эффективного управления в хаотических средах.
  5. Анализируется концепция системной креативности и технология разработки и реализации эффективных стратегий на базе командной работы (формирование команд, организация и модерация командной работы, формирование единого креативного поля (ЕКП)).
  6. Предлагаются технологии повышения продуктивности команды (ингибиторы, усилители — К. Ойстер, Михеев, Шевырёв, 2009), а также технологии снижения процессуальных, координационных и мотивационных потерь команды (И.Стейнер, 1972, Федотова, Шевырёв, 2012).
  7. Предлагается феноменологическая модель многофокусного сознания, позволяющая сформировать единое креативное поле (ЕКП) команды (Михеев В.А., Шевырёв А.В., Федотова М.А., Григорьева Т.П., Князева Е.Н., Курдюмов С.П.).
  8. Предлагается модель командного обучения: учебный креативный ситуационный центр (УКСЦ, http://ewrikasmc.ru/up.html), проводится ее сравнительный анализ с IWRAM, SMART-моделями.
  9. Анализируются концепции «обучающих» (П. Сенге) и «интеллектуальных организаций (ИО)» (М.Рубинштейн, А. Фирстенберг) с точки зрения их практического использования в российским менеджменте.
  10. Предлагается программно-аппаратная реализация креативного ситуационного центра/комнаты (КСЦ) – как инструмента эффективной разработки и реализации управленческих стратегий на базе модулей програмного комплекса «ТТРП — ЭВРИКА»: «TeamCreator 2.1», «Эффективное совещание 2.1», приложения «Стейкхолдер анализ» «СППР-МАИ» и др. (http://ewrikasmc.ru/pk.html).
  11. Анализируются проблемы и перспективы развития технологий разработки и реализации эффективных управленческих стратегий на базе СКМ и СКМ-УП.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Дилтс Р. “НЛП: управление креативностью”. СПБ, Питер, 2003г.
  2. Криппендорф К. “36 стратегий для победы в эпоху конкуренции”. СПБ, Питер, 2005г.
  3. Де Боно Э. “Шесть шляп мышления”. СПБ, Питер, 1997г.
  4. Эссекс Л., Касей М. “Теперь или никогда: новый стиль управления”. СПБ, Питер, 2003г.
  5. Коноваленко В.А., Коноваленко М.Ю. “Управление персоналом – креативный менеджмент: в помощь руководителю”. Москва, Дашков и К⁰, 2008г.
  6. Цезерани Дж. “От мозгового штурма к большим идеям: NLP и синектика в инновационной деятельности”. Москва, ФАИР-ПРЕСС, 2005г.
  7. Белбин Р.М. “Типы ролей в командах менеджеров”. Москва, Hippo,2003г.
  8. Белбин Р.М. “Команды менеджеров”. Москва, Hippo, 2003г.
  9. Кунде Й. “Корпоративная религия”. СПБ, Питер, 2003г.
  10. Бэрон Р., Керр Н., Миллер И. “Социальная психология группы”. СПБ, Питер, 2003г.
  11. Тернер Дж. “Социальное влияние”. СПБ, Питер, 2003г.
  12. Ойстер К. “Социальная психология групп”. СПБ, ПРАЙМ-ЕВРОЗИАК, 2003г.
  13. Зимбард Ф. и др. Социальное влияние. Серия: мастера психологии, Питер, 2011г.
  14. Шевырев А.В. Креативный менеджмент: синергетический подход, Белгород, ЛитКараВан, 2007г.

скачать можно здесь.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>