Законотворчество и мониторинг права: концепция, технология, программное обеспечение и опыт управленческого проектирования.

Законотворчество и мониторинг права: концепция, технология, программное обеспечение и опыт управленческого проектирования

(VI Всероссийская научно-практическая конференция по мониторингу законодательства и правоприменительной практики «Мониторинг права как основная стратегия инновационного развития РФ» Москва 27.06.2008г.)

 

Директор НИЦ Креативного мышления

Московской академии экономики и права, к.э.н.,

Шевырёв А.В.

Ректор Института прикладной информатики

 и управления г. Москва, к.э.н., доцент,

Романчук М.Н.

 

Законотворчество и мониторинг права являются одной из предметных практик социального  управления и должны соответствовать принципам социального управления. Вместе с тем, само социальное управление, испытывая огромные трудности, постепенно переходит к использованию новых, нелинейных принципов управления, вследствие изменения состояния объектов и среды управления (которые становятся всё более сложными, нелинейными, неравновесными и открытыми). Управлять такими объектами крайне сложно и делать это нужно совершенно по-другому.

Нелинейные принципы управления являются «ядром» концепции системно-креативного менеджмента (СКМ) (основные посылки концепции СКМ):

1) Основная компетенция современного менеджера – эффективная ориентация и поведение в сложных проблемных ситуациях (проблемах);иях (проблемах);

2) Проблемы являются следствием неадекватности методов познания (управления) текущему состоянию объекта познания (управления) – закон необходимого разнообразия У.Р. Эшби.

3) «Наше мышление создаёт проблемы, которые мышление того же типа не в состоянии решить» (А. Эйнштейн);

4) Эффективность решения проблем обеспечивается эффективностью (многомерностью) мышления и управления;

5) Эффективность (многомерность) мышления и управления достигается с помощью системно-креативного мышления, лежащего в основе СКМ;

6) Практическая реализация СКМ осуществляется с помощью специальных технологий, реализованных в программных продуктах, которые используются в среде современных интеллектуальных организаций (ИО);

7) Ядром ИО является креативный ситуационный центр (КСЦ);

8) КСЦ предназначен для обучения и развития навыков СКМ (в т.ч. повышения эффективности командной работы)

Они же (посылки), в свою очередь, являются метапринципами для концепции разработки эффективной системы законодательства и мониторинга права.

Основными посылками концепции мониторинга системы законодательства и отдельных законов, а также разработки новых законопроектов в системе существующего законодательства являются:

•         Закон интерпретируется как управленческое решение (УР), направленное на достижение  целей в проблемной ситуации.

•         Разработка закона (системы законов) эквивалентна разработке УР (системы УР).

•         Требования к эффективному закону аналогичны требованиям к эффективным управленческим решениям (ЭУР): структурная и метрическая устойчивость, внутренняя и внешняя (системная) непротиворечивость, субоптимизация, самоорганизация, семантическая и лингвистическая ясность и т.д.

•         Закон = законодательная идея + механизм её реализации (сценарий КВЗ).

•         Закон как оператор (в настоящее время – функция, реактивный подход) от проблемной ситуации, связанной с ним. Закон должен предвосхищать развитие проблемной ситуации, опираясь на её самоорганизацию — проактивный подход.

•         Система законов – не «дерево» (классическая иерархия), а «паутина»: «всё связанно со всем!» и др. нелинейные принципы – нарушение баланса в одной «точке» ведёт к разбалансировке всей системы, причём «точка» м.б. «незначительной» — сильная зависимость от начальных условий. Главное – объективная общественная значимость и субъективная восприимчивость к проблемной ситуации.

•         Ключевая цель закона (системы законодательства) – воспроизводство закона (системы законодательства) – как системы эффективных управленческих решений, путём регулирования системных социальных, психологических и др. типов противоречий.

Сегодня менеджмент становится универсальной наукой – пройдя долгий путь от управления трудовыми операциями Ф.У. Тейлора до управления мыслительными (ментальными) операциями нелинейного мышления. У менеджмента появились новый предмет – феномен системной креативности и объект управления – процесс креативного мышления.

Конкурентным преимуществом является уже не отдельная идея, а сама способность постоянно генерировать и внедрять эти идеи в жизнь. Ключ к конкурентоспособности человека, организации, экономики и страны в целом — это непрерывное творческое развитие.

Человечеству нужен новый тип мышления — креативный. Формирование человека креативного типа (homo creator) предполагает освоение им принципиально новой культуры мышления и управления. В такой культуре акцент делается не столько на организацию и переработку знаний, сколько на их генерацию.

Рабочее определение креативного менеджмента – системное управление процессом креативного мышления (индивидуального и командного) в рамках оптимального соотношения между линейными и нелинейными принципами управления.

Рабочее определение креативности – способность генерации нового знания путём расширения и трансформации видения реальности, т.е. креативность – творческое конструирование в режиме самоорганизации процесса мышления.

Зачем нужна системная креативность в управлении?

- Многомерное системное видение проблемных ситуаций (генерация необходимого разнообразия – закон У.Р. Эшби);

- Глубокая переработка уже существующих ресурсов, в т.ч., переосмысление опыта, запертого в старых шаблонах;

- Недостаточность (недоступность) стандартных решений;

- Наличие системных проблем («Всё связано со всем»);

- Поиск новых, нестандартных возможностей при решении проблем;

- Выбор более жизнеспособных решений и т.д.

В настоящее время, технология проведения мониторинга системы законодательства относительно конкретной проблемной законодательной ситуации следует схеме реактивного подхода:

логико-лингвистический анализ законодательного документа → переход «по касательной (не затрагивая ядра проблемной ситуации)» к проблемной ситуации → возвращение (коррекция в случае необходимости) законодательного документа.

На наш взгляд, должна использоваться схема проактивного подхода;

анализ «ядра» проблемной ситуации с прогнозом её развития (её хронотопа, уровня, фазы, агрегатного состояния и т.д.) → формирование законодательного документа (принцип «чистого листа») → его синтаксический, социо-, психо-семиотический (в т.ч. анализ семантического пространства, доминирующего социального характера (Э. Фромм) и т.д.), лингвистический и т.д. анализ → рефлексия процесса формирование законодательного документа → сравнение с существующим (если таковой имеется) законодательным документом → его проекция на проблемную ситуацию → анализ правоприменительной практики → повторение цикла…  (схема 1).

Схема 1. Сравнение реактивного и проактивного подходов к мониторингу права.

 

При разработке законодательного документа должны быть использованы принципы нелинейного управления, например, принцип, «Идеи, а не вопросы» — обычно при анализе проблемной ситуации «хозяину проблемы» задаются разнообразные, «ощупывающие» проблемную ситуацию, вопросы, что приводит к её восприятию глазами «хозяина проблемы», что, в свою очередь, ведёт к резкому ограничению когнитивной карты проблемной ситуации. Данный принцип предполагает сначала «лёгкое», эскизное ознакомление с проблемной ситуацией и генерацию предварительных идей для её разрешения.

Упрощенная структурная схема мониторинга законодательства, включающая в себя анализ системы социальных противоречий (экзистенциальных, экономических, политико-идеологических, духовных, экологических и т.д.) разного уровня (X, Y-противоречия, по терминологии авторов), их соответствие существующей системе законодательства, экспертному и общественному мнению, выраженному через социальный характер и т.д. (см. схема 2)

Схема 2.

Стратегический анализ проблемной ситуации осуществляется по схеме 3 – анализ макро-, мезо-, микро-среды, диагностика позиций системы (потенциал конкурентной и стратегической позиции) – динамический SWOT-анализ, разработанный авторами и т.д.

Схема 3. Схема проведения стратегического анализа проблемной ситуации

Одновременно проводится рефлексия мониторинга. Следует отметить, что существующие экспертизы законодательных актов в самых различных областях права (известных авторам), характеризуются исключительной «бедностью» управленческого инструментария и представления проблемных ситуаций, в т.ч. её информационно-аналитического описания.

Законотворчество и мониторинг права является коллективным видом деятельности и предполагают активную командную работу, которая в нашей технологии осуществляется с помощью программы «TeamCreator» — управление индивидуальной и командной  креативностью в режиме реального времени.

Анализ системы законодательства и эффективности её правоприменения является стандартной частью (как и анализ зарубежного опыта) технологии разработки и реализации любого управленческого проекта, предлагаемой авторами. Подобная технология реализована в программной среде ПК «ТТРП-ЭВРИКА» (свидетельство об официальной регистрации Федеральной службы РФ по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам №2006610693), т.е. мы предлагаем не только концепцию законотворчества и мониторинга права, но также технологию и программное обеспечение её реализации.

Программный комплекс ТТРП-ЭВРИКА позволяет:

-         Связать    знания  пользователей по различным областям управления в единую, постоянно развивающуюся  систему знаний, позволяющую интенсифицировать процесс разработки и реализации эффективных управленческих решений (ЭУР);

-         Сформировать   и  совершенствовать   навыки  управления  и, прежде   всего управленческого мышления, при разработке и реализации конкретных проектов, учитывая индивидуальные когнитивные особенности пользователей;

-         Значительно облегчить практическую работу органов управления в ситуационных центрах (см. ниже), перевести их  в исследовательский режим;

-         Повысить производительность труда управленческих команд и «чувствительность» пользователей к проблемным ситуациям;

-         Привить вкус пользователей к культуре аналитической работы;

-         Минимизировать   затраты   на  программное   обеспечение профессиональной деятельности органов управления (одна интегрированная система для самых разных областей деятельности: экономика, политика, право, социальное управление т. д.);

Творческим коллективом НИЦ креативного мышления МАЭП разработан оригинальный алгоритм мониторинга законотворчества и правоприменения в среде ПК «ТТРП-ЭВРИКА», каждому блоку алгоритма соответствуют специальные технологии системно-креативного менеджмента и планируемые результаты их использования.

Очевидно, что подобная технология предполагает специальное организационное, правовое, информационное и программно-техническое обеспечение, которое реализуется в среде ситуационных центров (СЦ – operation room) органов управления, программное обеспечение такой технологии реализуется с помощью программного модуля «Креативный ситуационный центр» (КСЦ), являющегося частью ПК «ТТРП-ЭВРИКА».

Основные задачи КСЦ

-  формирование эффективных управленческих команд (по Р.М. Белбину);

-  формирование и развитие у пользователей практических навыков управленческого проектирования;

-  управление командной креативностью в процессе управленческого проектирования в режиме реального времени.

Режимы командной работы в информационно-технической среде КСЦ приведены на схеме 4 – работа одной команды над одним управленческим проектом с помощью модератора (режиссёра):

 

Схема 4.

         И схеме 5 – работа нескольких команд в режиме «класс-поле» над несколькими управленческими проектами, входящими в одну программу:

Схема 5.

Командная работа в информационно-технической среде СЦ ведётся с помощью уже упоминавшейся выше программы «TeamCreator» на основе современных психотехник стимулирования эффективности командной работы. Схемы 6, 7.

Схема 6. Основной экран программы «TeamCreator» в режиме управления командной креативностью в реальном времени.

Схема 7. Экран программы «TeamCreator» — управление командной креативностью в ситуации «Тупика».

 

Технология управленческого проектирования, предлагаемая авторами, включает в себя несколько блоков — анализ и прогноз развития проблемной ситуации предполагает построения системы экранов, связанных гиперссылками – до нескольких десятков детализирующих экранов, систематизирующих и визуализирующих проблемную ситуацию. На схеме 8 изображён основной экран проекта «Народосбережение» (по посланию Президента Р.Ф. В.В. Путина Федеральному Собранию РФ 2005 г.), подготовленный студентами МАЭП. Экран формирования проблемно-целевой области к этому проекту изображен на схеме 9.

Студентами были подготовлены несколько конкретных управленческих проектов, входящих в проект конкретных управленческих проектов, входящих в проект «Народосбережение» — «Миграция», «Наркотики», «Доступное жилье», «Коррупция» и т.д.

 

 

Схема 8.

Схема 9.

 Рабочей группой был проведен предварительный концептуальный анализ пилотного проекта федеральной программы  «Семья 2008». Мы выбрали регион, разработали конкретный план социологических и социометрических исследований (выделение репрезентативных квот, подготовка вопросов для фокус-групп, анкет и экспертных интервью, методику их анализа, состав рабочих групп и т.д.). Предварительные результаты концептуального анализа приведены на схеме 10. Уже сейчас, после проведения предварительного анализа проблемной ситуации, можно сделать вывод о том, что эффективность этой программы будет значительно ниже вследствие выбора некорректных параметров порядка – основного объекта исследования. В настоящее время существующая атомарная семья уже не является ячейкой общества, поэтому необходимо выбрать новый объект управления. По нашему мнению, таким объектом может являться сетевой узел семей, связанных какими-либо общими интересами – воспитание детей, здоровый образ жизни, религия и т.д. (схема 11). Основная поддержка государства должна быть направлена на подобные сетевые узлы.

Схема 10. Основной экран проекта «Семья 2008»

Схема 11. Различные схемы поддержки семей государством в процессе реализации федеральной программы «Семья 2008».

Сейчас мы разрабатываем конкретную методику анализа управленческих решений (в т.ч. законодательных) на коррупциогенность.

Сейчас мы разрабатываем конкретную методику анализа управленческих решений (в т.ч. законодательных) на коррупциогенность.

В настоящее время мониторинг права не имеет общепризнанных концепции и технологии своего проведения, основанных на современных методах социального управления, поэтому авторы предлагают активизировать работу по совершенствованию концептуального, информационно-аналитического и программного обеспечения законотворчества и мониторинга права в информационно-технической среде ситуационных центров органов законодательной и исполнительной власти федерального и регионального уровня.

Разумеется, концепция и технология предлагаемая авторами, носит дискуссионный характер и нуждается дальнейшем развитии.

На наш взгляд настал момент разработки и принятия специальной государственной программы «Концепция мониторинга права», обеспечивающей разработку единой концепции, в т.ч. понятийного аппарата, технологии,информационно-аналитического и программного обеспечения, а также системы взаимодействия субъектов и участников мониторинга, в т.ч. правовой базы такого взаимодействия.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>