Статьи в журнал «Креативный менеджмент», №1, УРГИ(Часть 1).

 

Понятия «эвристичность» и «креативность» в свете современной методологии научного познания
Авторы:
Кирсанов К.А.,д. э. н. (Государственный университет управления).
Шевырёв А.В.,к.э.н.,(Высшая школа профессионального менеджмента).

На Западе работы,связанные с креативным мышлением. активно ведутся с начала 70-х годов 20 столетия(Э. де Боно,Т. Вуджек,Т. Бьюзан,Р. Дилтс,Дж.Ниренберг,Дж.Роэм,А.Ван Ганди и др.),в России с 50-х годов.На Западе эти исследования проходят, в основном, в рамках психологического и информационно-когнитологического подходов(нейролингвистическое программирование-НЛП,когнитивная психология,прагматические модели мышления и т.д.),в России акцент делается на эволюционистской и технологической трактовках мышления(культурно-историческое направление Л.С.Выготского,эволюционная эпистемология Г.И.Рузавина,содержательно-генетическая логика московского метологического кружка- П.Г.Щедровицкий,А.А,Зиновьев,М.К.Мамардашвили и др.,технологический подход-Г.С.Альтшуллер,В.Ф.Юлов и др.,активно развивается синергетическое направление-Е.Н.Князева,С.П.Курдюмов,В.И.Аршинов,В.Г.Буданов,Г.Г.Малинецкий и др.)

Оба автора этой статьи в своих предыдущих работах [ 1,2,3 ] определяют креативный/ эвристический менеджмент как управление творческой деятельностью личности. Однако, при такой расширенной трактовке, возникает определенная сложность вследствие недостаточной аргументации предложенной позиции. Далее предлагается для устранения возникших методологических трудностей уточнить понятийный аппарат,дать более детальные определения понятий «эвристичность» и «креативность». В нашем лексиконе сегодня широко используются понятия: «эвристика» — «эвристическое мышление», «эвристические приемы и методы», «эвристическое свойство» и т.д.Понятие «креативность» появилось гораздо позже,в середине ХХ века и сразу стало модным Произнося эти слова, мы не задумываемся над тем, какой смысл вкладываем в эти понятия, хотя в нашем сознании они нераздельно связаны с творческой деятельностью.

Несмотря на большое количество научных трудов, посвященных вопросам эвристики, они, как правило, касаются ее частных проблем и не дают четкого представления ни об объекте, ни о предмете эвристики, ни о ее статусе среди других наук.Одна из попыток обобщения многочисленных концепций и формулирование на этой основе определения статуса и предмета эвристики изложены в работе Буша Г.Я.

Попробуем разобраться в некоторых аспектах,разделяющих понятия «эвристичность» и «креативность».
1) Эвристика (от греч. Heuresko — отыскиваю-отыскивать можно то,что уже существует-К.К.,А.Ш., открываю).Эвристика представляется как:
1) Специальные методы решения задач (эвристические методы), которые обычно противопоставляются формальным методам решения, опирающимся на точные математические модели.
2) Организация процесса продуктивного творческого мышления (эвристическая деятельность). В этом смысле Э. понимается как совокупность присущих человеку механизмов, с помощью которых порождаются процедуры, направленные на решение творческой задач (например, механизмы установления ситуативных отношений в проблемной ситуации, отсечения неперспективных ветвей в дереве вариантов, формирования опровержений с помощью контрпримеров и т.п.). Эти механизмы, в совокупности определяющие метатеорию решения творческих задач, универсальны по своему характеру и не зависят от конкретной решаемой проблемы.
3) Наука, изучающая эвристическую деятельность; специальный раздел науки о мышлении. Её основной объект — творческая деятельность; важнейшие проблемы — задачи, связанные с моделями принятия решений (в условиях нестандартных проблемных ситуаций), поиска нового для субъекта или общества, структурирования описаний внешнего мира (на основе классификаций типа периодической системы или систематики К. Линнея). Э. как наука развивается на стыке психологии, теории искусственного интеллекта, структурной лингвистики, теории информации.
4) Специальный метод обучения (сократические беседы) или коллективного решения проблем. Эвристическое обучение, исторически восходящее к Сократу, состоит в задании обучающимся серии наводящих вопросов и примеров. Коллективный метод решения трудных проблем (получивший название «мозговой штурм») основан на том, что участники коллектива задают автору идеи решения наводящие вопросы, примеры, контрпримеры (Большая советская энциклопедия).

С точки зрения системно-креативного мышления, эвристика- это сужение,«вытяжка»/ «сгусток» опыта путем анализа реальности в рамках существующей парадигмы мышления(мыслеформа «здравого» смысла- «Копейка рубль бережет», «Где тонко, там и рвется» и .т. д.,см. метод выделения основного принципа Э. де Боно[ 5]. Эвристика-есть реализация индуктивистского/позитивистского подхода(от наблюдений к предсказаниям), в отличие от критического рационализма К.Поппера[6] и теории фальсификации И.Лакатоса[ 7 ](от задач/проблем к объяснению)как основы коммуникативной активности субъекта,ср.концепция личностного знания Майкла-Поляни-Маслоу . В этом смысле эвристичность дополняет креативность(полная группа событий: расширение- трансформация- сужение) и относится к сфере креативного менеджмента,как управления индивидуальной и командной креативностью. Эвристичность индивидуальна как протоформа креативности, креативность более присуща командной работе, первые эвристики были сугубо индивидуальны, прежде всего вследствие неразвитости командных форм когнитивной деятельности.

Эвристичность — максимальное сходство(сужение — аналогия, метафора и т.д.)- реализуется, как правило, путем решения уже существующих проблем,см. принцип SPI-подобное объединяю,различное-разъединяю, п. 9; эвристические методы,в отличие от креативных, не ориентируются на неопределенные цели, например, модельные аналогии- «ячейка» зарождения обобщающих гипотез, аналитическая абдукция – Степин В.С.[8]. Теоретико-познавательная и эвристическая ценность модельных аналогий для научного мышления неоценима [9,10].
2.»Креативность»(лат.-Сreatio- cотворение ,создание )- «минимальное чистое различие» [ 11,с.24-25 ] (граница/мембрана),то,что образует результат креативности-«не лучше,а иначе»(Э.де Боно).В отличие от простого различия между объектами, «чистое различие» само по себе объект(парадокс-объект,см.1,с.56).К.-способность расширения и/или трансформации видения реальности путем поиска новых возможностей, аналог – композиционные материалы, которые, до их изобретения, не существовали в природе .К.-уровень творческой одарённости, способности к творчеству, составляющий относительно устойчивую характеристику личности. Первоначально К. рассматривалась как функция интеллекта, и уровень развития интеллекта отождествлялся с уровнем К. В последствии выяснилось, что уровень интеллекта корректирует с К. до определенного предела, а слишком высокий интеллект препятствует К. В настоящее время К. рассматривается как несводимая к интеллекту функция целостной личности, зависимая от целого комплекса ее психологических характеристик. Соответственно, центральное направление в изучении К.- выявление личностных качеств, с которыми она связана.(А.В. Юрьевич//Социальная психология: Словарь).С точки зрения системно-креативногшо мышления,креативность- способность генерации нового знания путём технологически управляемого расширения и трансформации видения реальности как будущего, способного системно организовать настоящее, т.е. креативность – это творческое конструирование в режиме самоорганизации процесса мышления,синергетический осмысленный конструктивно-познавательный процесс,т.е. креативность можно назвать конструктивно переоткрытой эвристичностью(В.И.Аршинов).«На интеллект возлагается контрольно-регулятивные функции: контроль мотивации, эмоций, поведения в целом, наконец, контроль и регуляция самого себя, т.е. функции интеллекта расширяются до функций психики и сознания. Подобное расширение с необходимостью ведет к выделению специальной способности интеллекта(скорее,сознания в целом-К.К.,А.Ш.), называемой креативностью. Последняя достаточно банально характеризуется как способность выхода за пределы банальности. Сейчас словечко «креативность»,вытеснившее советское «изобретательство»/«рационализаторство»,начинает,неправомерно заменяться другим-«инновационность».
3.Креативность/Эвристичность проявляются как феномен в виде модели 2-х фокусного(эллиптического) сознания – эвристичность как работа с одним фокусом – «сжатие» (агрегация, комбинирование, трансформация, интеграция, композиция, см. 13, с. 162-164) – как «продукт» в модели SOI(Гилфорд, 1967г.).Креативность-работа с обоими фокусами,создание креативного поля [14].
4.Эвристики представляют собой обобщенные факты, они не «равны» по метологическому статусу эвристическим,тем более,креативным методам, например, аналогиям как мыслеформам – «Копейка (часть) рубль (целое) бережет».Эвристика – результат использования эвристичности,т.е. это концепт (первый уровень абстрагирования) в рамках существующего опыта, креатистика/креатив – результат использования креативности- конструкт (второй уровень абстрагирования, концепт от концепта).
5.Эвристичность характеризуется линейностью формы выражения, закрытостью прошлого опыта, относительной простотой, как простейшая индуктивистская форма; креативность — нелинейностью формы выражения, открытостью будущему опыту, относительной сложностью (Д. Дойч). В этом смысле можно говорить о том, что эвристичность является исторически первой формой(протоформой) креативности, а эвристики — первой технологической мыслеформой.
6.Креативность — способность к инновационному конструированию на основе содержания(объяснения), эвристичность- способность к обобщению на основе формы(наблюдения- аналогии, метафоры и т. д.). Инновационность- обязательное/необходимое(!) качество только креативных решений, для эвристических решений это качество необязательное.
7.Эвристики нельзя свести в единый,корректный,чёткий алгоритм, они самодостаточны- поскольку при их формировании выделяется один(!) общий принцип- «Инь и Ян», стратагемы Др. Китая( хотя Э. де Боно относит метод выделения общего принципа к креативным методам). Основным назначением эвристики как науки является построение моделей процессов решения какой-либо новой задачи. Существуют следующие типы таких моделей:       модель слепого поиска, которая опирается на так называемый метод проб и ошибок;       лабиринтная модель, в которой решаемая задача рассматривается как лабиринт, а процесс поиска решения — как блуждание по лабиринту;       структурно-семантическая модель, которая считается в настоящее время наиболее содержательной и которая отражает семантические отношения между объектами, входящими в задачу, см.аналоговая структура в модельных аналогиях[8,10].

Эвристический «алгоритм» — алгоритм решения задачи, не имеющий строгого обоснования, но, тем не менее, дающий приемлемое решение задачи в большинстве практически значимых случаев.

Проще говоря, эвристика — это не полностью математически обоснованное (или даже «не совсем корректное»), но при этом практически полезное правило.

Важно понимать, что эвристические методы,как и креативные, в отличие от корректного алгоритма решения задачи, обладают следующими особенностями:

Они не гарантируют нахождение лучшего решения.       Они не гарантируют нахождение решения, даже если оно заведомо существует (возможен «пропуск мишени»).       Они,вследствие ориентации на субъективное восприятие, могут дать неверное решение в некоторых случаях-фундаментальная ошибка атрибуции,ошибка подтверждения,эффект «обрамления»,иллюзия корреляции и др.[15 ].

8.Комплекс эвристик алгоритмизируется путём построения корректной дополнительной логической цепочки/связи, например, 36 стратагем Др. Китая, ничем не отличаясь, например, от эвристических методов ТРИЗ,в рамках алгоритма АРИЗ-85, (например, стратагема №7 «Извлечь из ничего нечто»), из системы нельзя выбросить ни один элемент(эвристический метод),она предстает как корректная оптимизационная задача (принцип полноты), а комплекс имеет структурно-функциональные пробелы/избыточность и не может быть сведен к корректной оптимизационной задаче. В этом смысле ТРИЗ — комплекс именно эвристических, а не креативных методов[13]. Для комплекса дополнительно необходим алгоритм, например, АРИЗ – 85 в ТРИЗ, для системы – нет, у нее изначально существует целевой функционал, который нужно оптимизировать. Эвристические приемы активизации творческого мышления(см. программный модуль «TeamCreator»2.0.

Потребность в эффективных приемах и методах активизации творческого мышления возникла очень давно, хотя до недавнего времени интеллектуальный труд рассматривался как феномен, носящий исключительно рациональный характер,полностью лишенный эмоциональной окраски. Вместе с тем, эффективность интеллектуального труда определяется не только уровнем знаний и опыта (необходимое условие), но и богатством воображения, развитостью фантазии, умением абстрагироваться, «видеть в обычном необычное и в необычном обычное». «Воображение важнее знания»- А.Энштейн. Воображение есть источник эволюции знания. Развитие этих качеств является важным фактором в преодолении инертности мышления и ускорения поиска решений поставленных задач. С этой целью используются различные эвристические приемы в виде ассоциаций, аналогий, контрольных вопросов, приемов устранения технических противоречий и т.д.[13].

В литературе по творчеству часто разные авторы одно и то же эвристическое средство называют приемом, методом, методикой, методологией и т.д. В связи с этим целесообразно уточнить значение этих терминов для более определенного их понимания.

Эвристический/креативный приём — это элементарное мыследействие(операция),например,ментальные операции Дж.Пойя, или несколько элементарных действий, выполняемых по определенным правилам для достижения определенной цели.

Эвристический метод — это способ достижения какой-либо конкретной цели(в креативных методах цель может быть неопределённой,неконкретной,кредо креативного мышления-поиск новых возможностей: не знаю,что ищу,но когда найду,узнаю,то ли это,что я ищу/считаю достойным быть найденным) ,решения конкретной задачи, рассматриваемый как совокупность приемов или операций практического или теоретического освоения (познания) действительности,ориентированных на «свёртку»(сужение)существующего опыта,например,схема мыследеятельности Дж.Пойя.

Эвристическая методика(технология) — это совокупность эвристических приемов и методов, выполняемых по определенным правилам и в определенной последовательности для достижения поставленной цели,например,технология системно-креативного мышления в режиме «свёртки» существующего опыта.

Эвристическая методология — учение о структуре, логической организации, методах и средствах эвристической деятельности как области системно-креативного мышления и управления(СКМ).Креативный менеджмент- управление индивидуальной и командной креативностью.
9.Комплекс, как правило, характеризуется родовой избыточностью/недостаточностью (т.к. индуктивизм/позитивизм — «закрытая система»)- т.е. основной принцип один и тот же, меняются видовые нюансы, например, древнекитайские стратагемы №2 «Осадить Вэй,чтобы спасти Чжао»-косвенное давление на врага против одного из его уязвимых мест, «ахиллесовой пяты»,№6 «На Востоке поднимать шум,на Западе нападать»-изображать ложный манёвр для сокрытия направления атаки,№8 «Для вида чинить деревянные мостки,втайне выступить в Чэньцан»-стратагема сокрытия истинного направления,кружного пути,прятать за обычными действиями необычные, а также стратагемы №11 «Сливовое дерево засыхает вместо персикового»-с помощью обманного манёвра пожертвовать собой/другим,чтобы спасти другого/себя/третье лицо и №26 «Грозить софоре(акации),указывая на тут»- передача назидания, но косвенным образом. При высказывании критики хоть и указывают на «тут», но лишь для того, чтобы ее услышала «софора». Прибегают к порицанию окольными путями по разным причинам, например:        положение либо должность адресата делает прямые выпады небезопасными, и все же есть необходимость высказать критические замечания;        адресату присуще чувство собственного достоинства, и он исправляет допущенные ошибки, услышав о них; но прямая критика уязвила бы самолюбие такого человека и не достигла бы своей цели;        оппонент не выносит критики в свой адрес, воспринимает ее негодующе, так что заставить прислушаться его может лишь облеченная в мягкую форму критика, иначе говоря, выраженная посредством стратагемы №26;       внешние условия и обстоятельства не позволяют критиковать открыто, нюансы очевидны.

Система — исключение на основе минимального различия[11,с. 24-25],комплекс- добавление на основе максимального сходства(см. принцип семиотической интроспекции(SIP). В этом смысле нельзя говорить о комплексе эвристик, как о системе эвристик, последнее определение некорректно.Поэтому эвристический менеджмент можно считать самостоятельным направлением(как управление индивидуальной творческой способностью) лишь с точки зрения генезиса развития технологий мышления, раньше такие технологии,вследствие отсутствия специальных методик командной работы, использовались только индивидуально.

10.Эвристические методы ТРИЗ получены Г.С. Альтшуллером путем эмпирической обработки(«свёртки») фактического материала фонда изобретений в СССР.Разница между эвристическими и креативными методами заключается в способе их получения,в первом случае-это обобщение(в т.ч. статистическое),во втором-как следствие их теоретической обработки.В эвристической деятельности, как правило,используется аналитическая абдукция,в креативной-синтетическая абдукция.Нельзя считать, например, эвристическими методами 4-е правила(закономерности) теории катастроф В.И. Арнольда,т.к. они дедуктивно выводимы из аксиом теории катастроф Р. Тома и теории особенностей Х.Уитни.

11. ПДГ ?-техника,как технология разработки эффективных системно-креативных решений[1, с. 51], включает в себя как креативные, так и эвристические решения,как уже было сказано в п.3, эвристическое решение является результатом работы с одним (уже существующим)фокусом/параметром фокуса[14]). Изложенное позволяет заключить,что сегодня, с одной стороны, имеются различные точки зрения на понятия «эвристичность» и «креативность», а с другой, во всех определениях нет чётких и недвусмысленных представлений о личности,которая обладает свойствами эврестичности и креативности,ведь результат познания не только в приросте безличного знания,но и в самоактуализации познающей личности.Сегодня назрела необходимость в переосмыслении на качественно новом уровне(принципах эллиптического сознания [14]) всей понятийной основы как системной креативности,так и креативного менеджмента. «Единственное знание,которое нам здесь и теперь действительно нужно-это знание о том,как двигаться дальше»(Л.Витгенштейн).

Список литературы:

1.Шевырёв А.В. «Креативный менеджмент: синергетический подход» Белгород, ЛитКараВан, 2007 год.
2.Шевырёв А.В. «Дефиниции креативности»,Креативность и социальные науки, сборник статей.,М.,Институт социальных наук,2011
3. Кирсанов К.. Креативный и эвристический менеджмент. // Российский экономический журнал .- 1995. — 11. — с.78-83.
4.Буш Г. Я. Методы технического творчества. Издательство «Лиесма», г. Рига, 1972, 73 нос.
5. де Боно Э. Латеральное мышление, СПб, Питер, 1997;
6.Поппер К. Логика и рост научного знания,М.,1983 ;
7.Лакатос И. Фальсификация и методология научно-исследовательских программ, М, Медиум, 1995;
8. Степин В.С. Становление научной теории, Минск, 1976;
9.Дрюк М.А. Синергетика: позитивное знание и философский импрессионизм//Вопросы философии 2004 №10;
10.Гончаров С.З. Творческая мысль, ее истоки и эвристика. Философия творчества, дискурс креативности и современные креативные практики. Материалы международной научно-практической конференции, Екатеринбург, 2010).
11. Жижек С. Устройство разрыва.Параллаксное видение.М., «Европа»,2008.
12.Зиниченко В.П.Сознание и творческий акт. М.:»Языки славянских культур»,2010. с.520.
13. Шевырёв А.В. Технология творческого решения проблем (эвристический подход) книга вторая. Техника творчества. Алгоритм решения проблем. Эвристические методы выработки П-идеи. Организация творческого процесса. Белгород, Крестьянское дело, 1995;

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>