Проблемы цивилизации по мере продвижения

Non progredi, est regredi»
«Отсутствие прогресса является регрессом»

Проблемы цивилизации по мере продвижения к концу XX века и  начала нового столетия пронизывают буквально все аспекты личной и общественной жизни. Напряженность достигает своего пика: финансовая и экономическая стагнация, провалы в социальной политике, политическая коррупция, проблемы терроризма, межэтнических и межконфессиональных конфликтов, преступности, перенаселенности, голода и болезней, увеличения пропасти между богатыми и бедными, экологические и климатические катастрофы, крушение фондовых империй, банкротства банков и компаний принимают обвальный характер. Теряется  истинность человеческого бытия и утрачивается смысл самой человеческой жизни.
Найдёт ли человечество адекватные ответы на вызовы эпохи, во многом зависит от того, удастся ли человечеству совершить прорыв за пределы существующего типа мышления, поскольку ещё А.Эйнштейн сказал, что «Наше мышление создаёт проблемы, которые мышление того же типа не в состоянии решить».
Мы не способны найти решения этих проблем не потому, что они не разрешимы по самой своей природе, а потому, что подходим к их решению, используя общепринятый подход, основанный на парадигме классического менеджмента, который либо усугубляет ситуацию, либо, в лучшем случае, оставляет ее в том же положении.

Классическая ориентация на применение аналогичных успешных решений в сильнонеравновесной и нелинейной среде, часто приводит к катастрофическим последствиям, т.к. не учитывается один из основных принципов нелинейного управления – принцип уникальности любой проблемы. Незначительные, на первый взгляд несущественные, изменения начальных условий  приводят к совершенно непредсказуемым последствиям (понятие «джокера» в синергетике). Системная креативность  позволяет увидеть альтернативы не только решения (различные точки зрения на создавшуюся проблемную ситуацию), но и альтернативы развития проблемной ситуации, а также, что очень важно, альтернативные возможности реализации решения.

Сложность проблем, стоящих перед человечеством носит как объективный, так и субъективный характер: объективность обусловлена сложностью, нелинейностью, неравновесностью и открытостью как объектов управления, так и внешней среды, например, принципиальной невозможностью прогноза развития систем в нелинейных средах в режимах с обострением. Субъективность связана с тем, что из всех глобальных опасностей и угроз, человек оказался для себя самой главной угрозой, связанной прежде всего с безудержным и неразумным ростом его потребностей, фактически навязанных  рынком. Не менее важным фактором является субъективность, связанная с физиологией и психологией восприятия и представления им реальности, начиная от физиологии зрения, слуха и т.д. (микрофизиологией репрезентативных систем в нейролингвистическом программировании – одним из наиболее практически эффективных разделов когнитивной психологии) и заканчивая архетипами бессознательного К.Г. Юнга, эпистемами М. Фуко и научными парадигмами и исследовательскими программами К. Поппера, Т. Куна и И. Лакатоса.

К настоящему времени большинство организаций, особенно на Западе, уже полностью исчерпали возможности повышения своей конкурентоспособности за счёт реструктуризации, консолидации, поглощения и слияния, снижения цен и борьбы за качество (TQM, TOC), они испробовали все пути роста – проводили реинжиниринг (BPR), подвергались даунсайзингу, внедряли франчайзинг и аутсорсинг, проводили диверсификацию рабочих мест, внедряли новые концепции управления – процессный подход, методологии balanced Scorecard, EVA, ABC, электронную коммерцию, Knowledge Management (KM), ERP – системы, международные стандарты управления (MRP), методологии антикризисного управления, систему непрерывного измеряемого улучшения (CMI) и т.д. и т.п.

На  сегодняшний день исчерпаны все видимые резервы повышения эффективности бизнеса.

Последней надеждой, по оценкам специалистов, является использование креативного менеджмента – менеджмента-маркетинга нестандартных идей. Однако, на взгляд авторов статьи, на Западе такое использование приобретает всё более контрпродуктивное значение  вследствие генетически присущих рыночной экономике негативных эффектов, прежде всего, безудержного роста потребностей, буквально пожирающих ресурсы планеты, в т.ч. невосполнимые ресурсы. Катастрофически усиливается основное цивилизационное противоречие – противоречие между приростом потребностей и приростом ресурсов направленных на их удовлетворение.

Ключевой целью креативного (системно-креативного) менеджмента, в западной интерпретации, является создание новых и интенсификация использования старых ресурсов (Factor Four — принцип 4-х Э. фон Вайцзеккер, Э. Ловинс, Л. Ловинс – в два раза больше богатства из половины ресурсов, т.е. производительность ресурсов, может увеличиться в 4 раза). По нашему мнению гораздо более важной задачей является изменение самой структуры потребностей – основной потребностью человека должна стать потребность в творчестве.

               Медленно, но неотвратимо изменялись концепции (парадигмы) мышления – от линейной  (картезианской) Р. Декарта, через динамическую парадигму Г. Спенсера до нелинейной синергетической парадигмы И. Пригожина и Г. Хакена. Параллельно парадигмам мышления развивались концепции менеджмента, он становился универсальной наукой, подобной философии, физике и математике – от управления трудовыми операциями Ф.У. Тейлора до управления мыслительными (ментальными) операциями НЛП, латерального (Э. де Боно) и парадоксально – генерирующего мышления, разрабатываемого авторами этой статьи. У менеджмента появился новый объект управления – управленческое мышление, объект сложный, нелинейный, неравновесный и открытый, являющийся самоорганизующейся информационной системой управления.

               Очевидно, что развитие концепций менеджмента в XIX-XX веках являлось ответом на вызовы времени – изменялось состояние объектов управления: начиная от рынка и заканчивая организацией, таким образом, следую гносеологическому принципу адекватности объекта познания (управления) методам  познания (управления), активно расширялись и изменялись методы (парадигмы) управления.

              Российский менеджмент лишь недавно пришёл к пониманию того, что именно качество управленческого мышления определяет качество процесса управления, который, в свою очередь, обуславливает качество результата управления. Именно во многом деформированное (линейное) управленческое мышление до сих пор остаётся самой существенной причиной кризиса российского общества.

              Отсутствие в настоящее время самоорганизующихся управленческих механизмов (структур) в политике и социально – экономической  сфере, связанных со становлением – самоорганизацией (сейчас в России происходит элементарное «торможение-замораживание» негативных процессов без создания и становления механизмов «самоорганизации-подсушивания») приводит к классическому процессу временного улучшения (ремиссии) с последующим выходом на режим обострения и переходом к новому, более разрушительному, системному общественно – политическому кризису. Начало XXI века практически утвердило всеобщность смены техногенной цивилизации (длившейся около 400 лет) на пост-современную информационно- сетевую, которая акцентирует внимание на сетевых горизонтальных структурах и работе в зоне так называемого «конструктивного хаоса».
Подобные организационные формы ставят перед менеджментом и менеджерами определенные требования, ключевым из которых является императив постоянной и всеохватывающей системной креативности.

              Конкурентным преимуществом является уже не отдельная идея, а сама способность постоянно генерировать и внедрять такие идеи в жизнь. Ключ к конкурентоспособности человека, организации, экономики и страны в целом — это непрерывное творческое развитие.
Человечеству нужен новый тип мышления — креативный. Формирование человека креативного типа предполагает освоение им принципиально новой культуры мышления, суть которой заключается в развитии интеллекта человека с помощью не традиционных технологий обучения. В подобных технологиях акцент делается не столько на организацию и переработку знаний, сколько на их порождение.
Отсюда ключевой задачей профессионального образования становится обучение слушателей творческому мышлению, в том числе и коллективному, а ключевым элементом любой современной технологии профессионального образования становится технология формирования и развития креативного мышления. Сегодня становится важнее правильно думать, чем много знать: «Воображение важнее знания» (А. Эйнштейн)
Подобная технология позволяет в течение полутора — двух часов организованного мышления «почувствовать» суть проблемы намного глубже и продвинуться к решению намного дальше, чем за недели, а может быть и месяцы беспорядочных поисков. На эту технологию, как на каркас, «одевается» любой предметный материал, в виде учебной дисциплины или конкретной управленческой ситуации.