Программный комплекс «ТТРП-ЭВРИКА» — обеспечение системно-креативных управленческих решений в ситуационных центрах

(Российская академия государственной службы при Президенте РФ «Ситуационные центры» 28.03.2008)

                                                                             Шевырёв А.В. к.э.н., директор НИЦ

                                                                             креативного мышления МАЭП.

                                                                             Романчук М.Н. к.э.н., доцент ректор ИПИУ.

        Найдёт ли человечество адекватные ответы на вызовы эпохи, во многом зависит от того, удастся ли человечеству совершить прорыв за пределы существующего типа мышления, поскольку ещё А.Эйнштейн сказал, что «Наше мышление создаёт проблемы, которые мышление того же типа не в состоянии решить».
Мы не способны найти решения этих проблем не потому, что они не разрешимы по самой своей природе, а потому, что подходим к их решению, используя общепринятый подход, основанный на парадигме классического менеджмента, который либо усугубляет ситуацию, либо, в лучшем случае, оставляет ее в том же положении.
К настоящему времени большинство организаций, особенно на Западе, уже полностью исчерпали возможности повышения своей конкурентоспособности за счёт реструктуризации, консолидации, поглощения и слияния, снижения цен и борьбы за качество (TQM, TOC), они испробовали все пути роста – проводили реинжиниринг (BPR), подвергались даунсайзингу, внедряли франчайзинг и аутсорсинг, проводили диверсификацию рабочих мест, внедряли новые концепции управления – процессный подход, методологии balanced Scorecard, EVA, ABC, электронную коммерцию, Knowledge Management (KM), ERP – системы, международные стандарты управления (MRP), методологии антикризисного управления, систему непрерывного измеряемого улучшения (CMI) и т.д. и т.п.
На сегодняшний день исчерпаны все видимые резервы повышения эффективности бизнеса.
Последней надеждой, по оценкам специалистов, является использование креативного менеджмента – менеджмента-маркетинга нестандартных идей. Однако, на взгляд авторов статьи, на Западе такое использование приобретает всё более контрпродуктивное значение вследствие генетически присущих рыночной экономике негативных эффектов, прежде всего, безудержного роста потребностей, буквально пожирающих ресурсы планеты, в т.ч. невосполнимые ресурсы. Катастрофически усиливается основное цивилизационное противоречие – противоречие между приростом потребностей и приростом ресурсов направленных на их удовлетворение.
Начало XXI века практически утвердило всеобщность смены техногенной цивилизации (длившейся около 400 лет) на пост-современную информационно- сетевую, которая акцентирует внимание на сетевых горизонтальных структурах и работе в зоне так называемого «конструктивного хаоса».
Подобные организационные формы ставят перед менеджментом и менеджерами определенные требования, ключевым из которых является
императив постоянной и всеохватывающей системной креативности.
Конкурентным преимуществом является уже не отдельная идея, а сама способность постоянно генерировать и внедрять такие идеи в жизнь. Ключ к конкурентоспособности человека, организации, экономики и страны в целом — это непрерывное творческое развитие.
Человечеству нужен новый тип мышления — креативный. Формирование человека креативного типа предполагает освоение им принципиально новой культуры мышления, суть которой заключается в развитии интеллекта человека с помощью не традиционных технологий обучения. В подобных технологиях акцент делается не столько на организацию и переработку знаний, сколько на их порождение.
Технология позволяет в течение полутора — двух часов организованного мышления «почувствовать» суть проблемы намного глубже и продвинуться к решению намного дальше, чем за недели, а может быть и месяцы беспорядочных поисков.
Сегодняшние организации должны найти для себя новые образы и формы, которые помогут им трансформироваться в так называемые интеллектуальные организации. Интеллектуальная организация должна фокусироваться на будущем, которое она хочет создать (проактивный подход). Ее ключевая цель – преуспевать в мире хаоса и неопределенности, воспринимая их не как препятствия, а как новые возможности, там, где основная масса теряет, они находят. Кредо интеллектуальной организации: «Думай глобально, действуй локально» и «Думай из будущего в настоящее».
Неотъемлемой частью интеллектуальной организации, ее «мозговым центром» является креативный ситуационный центр (КСЦ), предназначенный для целей стратегического планирования и оперативно-диспетчерского управления организацией. Креативные ситуационные центры позволяют повысить качество управленческих решений прежде всего за счет использования системно-креативного подхода к разработке и реализации управленческих решений.
Принципиальным отличием КСЦ, разработанного в Московской академии экономики и права от обычного ситуационного центра, которые находят всё большее применение в управлении (прежде всего государственном), является использование в процессе разработки, организации и реализации управленческих решений специальных технологий креативного мышления (управления), основанных на нелинейных принципах мышления (управления)
Именно такая технология, разработанная на базе класса-мастерской управленческого мышления Московской Академии Экономики и Права в виде программного комплекса Технология творческого решения проблем «ТТРП-ЭВРИКА», уже сейчас активно используется в учебном процессе нескольких московских и региональных ВУЗов.
Архитектура обучающей системы ПК ТТРП-ЭВРИКА включает в себя четыре части (см. Рис.1):

Рис.1 Структурная схема ПК ТТРП-ЭВРИКА

        Первая часть: Мультимедийные программы по отдельным учебным дисциплинам. Они включают в себя требования государственного образовательного стандарта, полный системный курс каждой учебной дисциплины, а также весь комплекс учебно-методических материалов с возможностью перекрестных ссылок на смежные учебные дисциплины и справочные материалы. Программный комплекс позволяет разрабатывать, дополнять и корректировать содержание мультимедийных программ самим преподавателям.
Базовой программой этой части программного комплекса является Мультимедийный учебно-методический комплекс «Основы креативного менеджмента: концепция, инструменты и методы, программное обеспечение, обучение креативности»  объёмом 4.6Гб, посвящённый вопросам формирования и развития управленческого мышления, как основной составляющей управленческой подготовки современного менеджера, а также вопросам представления и обучения менеджмента как единой, постоянно развивающейся системы управленческих знаний. (см. Рис.2)

Рис. 2 Мультимедийный учебно-методический комплекс

        Вторая часть: Это «ядро» технологии системно-креативного менеджмента программа «Технология творческого освоения знаний и решения проблем», (ТТРП) с приложениями. ТТРП может быть активно использована как при изучении управленческих дисциплин, так и при изучении дисциплин в области экономики, права, социологии, психологии и политики. Основная задача ТТРП – креативная генерация альтернативных решений, их оценка, выбор оптимального решения и разработка механизма (плана) его реализации. Работа в этой части системы осуществляется с помощью различных технологий мышления, дополняющих и конкурирующих друг с другом. Проблема подвергается обработке с помощью специальных эвристических и логических процедур и приемов, переформулируется, рассматривается с различных точек зрения, уровней дифференциации, параметров входящих в нее элементов. Вся эта мыслительная деятельность осуществляется в циклическом режиме. Пользователь вновь и вновь целенаправленно «штурмует» проблему, формируя новые идеи и реализуя их в конкретных решениях. Приложения системы представляют собой отдельные программные модули
- PESTЕ-, SWOT-, SPACE-, МАИ, Финансового — анализа, программы формирования эффективной управленческой команды и управление командной креативностью в процессе разработки и реализации решения (TeamCreator), модули генерирующего маркетинга, оценки качества решений с помощью диаграммы Исикавы, оценки экономической эффективности, модуль оптимизации, автоматизированная система календарного планирования и управления проектами, различные психологические тесты и т.д., более 40-ка приложений. (см. Рис.3)

Рис. 3 «Технология творческого освоения знаний и решения проблем», (ТТРП)

        Третья часть - программа “Эврика” представляет собой значительно упрощенный вариант программного комплекса «Технология творческого решения управленческих проблем».
Программа предназначена для самостоятельной работы студентов вне учебного класса. Обмен информацией между основной системой ТТРП, установленной в классе, и «Эврикой» осуществляется с помощью линий связи и внешних носителей информации — дискет или компакт дисков.
Персональный планировщик представляет собой систему оперативно — диспетчерского управления реализацией решения, разработанного и спланированного в программном комплексе ТТРП. Система позволяет наиболее эффективно организовать и реализовать решение, оперативно реагируя на нештатные ситуации, контролируя исполнительскую деятельность, корректируя плановые решения в случае необходимости, постоянно генерируя новые возможности развития исследуемой системы, планируя и контролируя собственное время пользователя. Персональный планировщик объединяет в себе несколько календарей, базирующихся на разных временных интервалах (день, неделя, месяц, год), базу для решений (главные цели, ключевые области, крупные задачи), а также систему учета и контроля выполнения запланированного в ТТРП решения проблемы.
Весь комплекс и все составляющие элементы этой системы помогают ответить на три основных вопроса в планировании: «что?», «когда?» и «как?». (см. Рис.4)

Четвертая часть – Программное обеспечение креативного ситуационного центра организации (ВУЗа) «КСЦ-Эврика» включает в себя блоки анализа и прогноза проблемной ситуации (карты проблемной ситуации, схемы исследуемого процесса, явления), формирования проблемно-целевой области («сети» ключевых целей и подцелей), блок формирования проблем и поиска альтернатив их решений, оценки полученных вариантов решений, выбора оптимального решения (комбинации решений), разработка механизма и плана их реализации с помощью автоматизированной системы календарного планирования (см. Рис.5).

Рис. 5 КСЦ-Эврика

        Работа в КСЦ ведется как в командной, с помощью программы ТТРП, так и в индивидуальных формах с помощью программы «Эврика» (См. Рис.6).
Алгоритм проведения деловой игры по управленческому проектированию в учебном КСЦ следующий:
а) выбор управленческого проекта (проблемной ситуации);
б) формирование эффективных команд (определение командных ролей и психологической совместимости участников);
в) управление командной креативностью в процессе управленческого проектирования в режиме реального времени по              отдельным этапам технологии системно-креативного управления с использованием ПК «ТТРП-ЭВРИКА»;
г) командная защита управленческого проекта.

Рис.6. Виды работ в ПК «ТТРП-ЭВРИКА»

        В рамках проведения организационно-мыслительных и организационно-деятельностных (деловых) игр, студентами МАЭП разработаны несколько десятков реальных управленческих проектов: «Народосбережение», «Работа ОАО Морской порт Санкт-Питербург», «Доступное жильё», «Транспортные проблемы мегаполиса», «Материнский капитал», «Оптимизация работы оптового склада», «Эффективность использования времени студентами», «Разработка системы онкологического обслуживания в России», «Проблемы миграции в России», «Мотивация участников учебного процесса в целях повышения качества образования (на примере МАЭП)» и др. (см. Рис.7)

Рис. 7 Управленческие проекты студентов

       ПК ТТРП-ЭВРИКА позволяет:
> Связать знания слушателей по различным учебным дисциплинам в единую, постоянно развивающуюся систему знаний, позволяющую интенсифицировать процесс образования.
> Сформировать и совершенствовать навыки управления и, прежде всего управленческого мышления, при разработке и реализации конкретных проектов, учитывая индивидуальные когнитивные особенности и образовательные потребности слушателей.
> Значительно облегчить практическую работу преподавателей и слушателей в компьютерных классах, перевести их в исследовательский режим. Сделать эту работу интересной и захватывающей, повысить производительность труда преподавателя, дать возможность студенту работать самостоятельно.
> Минимизировать затраты на программное обеспечение управленческой подготовки слушателей и ее главной составляющей управленческого мышления (одна интегрированная обучающая система для самых разных учебных дисциплин: экономических, юридических, социальных, психологических и т. д.)
Таким образом, ПК «ТТРП-ЭВРИКА» обеспечивает разработку и реализацию системно-креативных управленческих решений в ситуационных центрах.