Раннее профессиональное самоопределение и проектное управление в школе как основа выбора профориентации

Зотова Н.Н. (МГУ), Федотова М.А. (МИИТ), Шевырев А.В. (МАЭП)

В статье обосновывается важность внедрения проектного управления для создания инновационной среды обучения и управления в школе, интерактивной формы ведения занятий и повышения осознанности и успешности выбора  профессии подростками. Работа школьников над проектами в ходе учебного процесса основана на технологии раннего профессионального самоопределения и осуществляется в два этапа: а) индивидуальное тестирование  для определения предварительной профессиональной ориентации; б) разработка и защита проектов – как проектов освоения будущей профессии, так и проектов по предметным дисциплинам, имеющим отношение к выбранной профессии. Сложность в принятии решения о будущей профессии заключается в необходимости  учесть множество разнородных факторов, Главными являются факторы «хочу-могу-надо». За интересом к деятельности (фактор «хочу») может стоять не только содержательная ее сторона. Она может быть интересна как средство общения с друзьями,  повышения самооценки и др. Недостаточный учет этого фактора дает большое количество ошибок при выборе профессии. Успешный выбор профессии подростками, характеризуется некоторыми необходимыми качествами: осознанностью, самостоятельностью и ответственностью, где определяющим является осознанность. Работа над проектом расширит  представление школьника о будущей профессии и будет способствовать осознанности и обоснованности выбора профессии.

The article explains the importance of introducing a school project management to create innovative learning environments, interactive forms of conducting training and awareness of choice of profession teenagers. Students work on projects in the educational process is based on the technology of early professional self-determination and carried out in two stages: a) individual testing to determine the pre-employment orientation; b) development and protection projects — as a future profession development projects and projects on various subjects related to their chosen profession . Difficulty in making a decision about the future profession is the need to take into account many diverse factors are the main factors «want — can — need .» For interest in an activity factor ( «want» ) can stand not only informative her side. It may be interesting as a means of communicating with friends, self-esteem , etc. Lack of consideration of this factor gives a lot of mistakes when choosing a profession. Successful career choices teenagers characterized by some essential qualities : awareness, autonomy and responsibility , where the determining factor is awareness. Work on the project will expand student representation on the profession, and will promote awareness and the propriety of the profession.

Ключевые слова: инновационная среда, интерактивная форма ведения занятий, индивидуальные и командные проекты, профессиональное самоопределение, осознанность выбора профессии.

Keywords: innovation environment, interactive form of conduct classes, individual and team projects, professional self-awareness of choice of profession.

Одной из системных задач современного школьного образования является задача формирования у выпускника такой профессионально-личностной ориентации, которая позволит ему успешно социализироваться и эффективно использовать свой творческий потенциал. Для  решения этой задачи группой преподавателей московских и региональных вузов и школ предложен Проект «Новая школа – инновационная школа».

Основные цели Проекта. Внедрение концептуальной, учебно-методической, технологической и программно-аппаратной базы развития инновационного, системно-креативного мышления (СКМ) как в сам учебный процесс, так и в управление образовательным учреждением, позволит перейти российским школам на инновационный путь развития в режиме самоорганизации и решить следующие задачи (8):

  • для интенсификации процесса обучения и получения эффективных креативных решений объединить получаемые школьниками знания в единую, развивающуюся систему знаний;
  • сформировать навыки самоуправления, в т.ч. командного, а также  системно-креативного мышления (СКМ) школьников для разработки и реализации конкретных инновационных проектов, в т.ч. коммерческих;
  • облегчить  и повысить производительность практической  работы преподавателей и школьников, переведя ее в инновационно-исследовательский режим;
  •  разработать программы индивидуального обучения как форму внедрение индивидуализации образования;
  • повысить эффективность процедур оценки результатов образования с учетом индивидуальной и командной проектной работы, создать  портфолио школьника.

Предполагается, что в результате реализации Проекта в российских школах будет создана инновационная обучающая среда (9). В компьютерных классах будет установлено специализированное программное обеспечение (ПО), и каждая школа будет способна разрабатывать индивидуальные и командные проекты по любой учебной дисциплине, вести инновационные проекты и осуществлять административно-хозяйственное управление. Будут подготовлены тьюторы, способные самостоятельно работать с технологиями, методиками и программным обеспечением.

Технологии проектной работы Рис 1

Рис. 1. Общая схема автоматизированной информационно-управляющей системы «НОВАЯ ШКОЛА»

Работа школьников над проектами в ходе учебного процесса основана на технологии раннего профессионального самоопределения и осуществляется в два этапа: а) индивидуальное тестирование  для определения предварительной профессиональной ориентации; б) разработка и защита проектов – как проектов освоения будущей профессии, так и проектов по предметным дисциплинам, имеющим отношение к выбранной профессии. Создание проекта можно осуществлять как в индивидуальном, так и в командном варианте. При  этом используются модули программного комплекса «ТТРП-ЭВРИКА» (Рис.2).

Схемы реализации модуля «Выбери профессию  Рис 3

 

Рис. 2 – Схемы реализации модуля «Выбери профессию – создай проект» (8-10 классы)

 

Выбор профессии это заключительный этап длительного и сложного процесса профессионального самоопределения. Климов Е.А. считает, что выбор профессии лишь кажется однократным и мгновенным событием, на самом деле, он осуществляется по формуле: «Мгновение плюс вся предшествующая жизнь» (7).

Сложность заключается в том, что для принятия решения о будущей профессии школьникам необходимо учесть множество разнородных факторов, что нелегко сделать даже взрослым. Особенно трудно приходится учащимся восьмых классов, когда они вынуждены принимать решение о выборе профильного класса.

В первую  очередь,  им необходимо ориентироваться на  главные  факторы выбора – «хочу», «могу» и «надо». Фактор «хочу» предполагает осознание своих интересов и их отличие от склонностей,  Интерес — это стремление к изучение какого-либо предмета, т.е. желание знать.  Склонность — это тенденция к тому, чтобы заниматься определённой деятельностью, т.е. стремление делать. Как интересы, так  и склонности могут стать  профессиональными, если будут включены школьниками в свои личные жизненные планы.

Фактор «хочу» самый трудный для осознания подростками, за желанием чем-то заниматься может стоять не только содержательная сторона деятельности. Эта деятельность может быть средством общения с друзьями,  средством достижения популярности, повышения самооценки и т.д. И это опять касается, прежде всего, восьмиклассников, для которых общение пока еще остается ведущей деятельностью.  Недостаточный учет этого фактора дает большое количество ошибок при выборе профессии (3) и может приводить к смене профессии.

Фактор «могу» предполагает понимание своих способностей и индивидуально-личностных особенностей, а также оценку возможностей их реализации, в том числе обучения, например, в конкретном городе или регионе. Взрослым следует поддерживать и поощрять склонности подростков к каким-либо занятиям, поскольку именно в деятельности, прежде всего, учебно-проектной, они смогут понять и прочувствовать одни свои способности и дефицит других, которые необходимо и возможно развивать.

Фактор «надо» учитывается в большей степени, чем предыдущие, в особенности это касается востребованности профессии, и ее престижности.  Однако не всегда  учитываются потребности рынка в тех или иных  специалистах и перспектива его развития в пределах данного региона. И наконец, необходимо принимать во внимание социальные, экономические и медицинские обстоятельства и ограничения.

Встает вопрос о принципиальной возможности принятия подростками самостоятельного обоснованного решения в выборе профессии. Д.А. Леонтьев считает, что выпускники школ не готовы сделать полноценный выбор в силу недостаточной сформированности функции планирования к 16-17 годам, она продолжает свое развитие даже и после 20-летнего возраста молодых людей (8). Однако практика показывает, что при умелой поддержке профессионального самоопределения учащихся, многие из них успешно справляются с этой задачей.

Успешный выбор профессии подростками, как полагают исследователи профессионального самоопределения, характеризуется некоторыми необходимыми качествами, а именно – осознанностью, самостоятельностью и ответственностью принятия решения.

Например, Климов Е.А. полагает, что данные качества выбора  оказывают влияние на дальнейшую профессиональную судьбу молодого человека. Он также предлагает: «Считать сознательный и самостоятельный выбор профессионального трудового пути …необходимым условием успешности его труда и удовлетворенности в будущем… (7).

Сходной позиции придерживается Зеер Е.Ф.: «Важнейшим критерием осознания и продуктивности профессионального становления личности является ее способность… самостоятельно проектировать, творить свою профессиональную, жизнь, ответственно принимать решения о выборе профессии…» (2).

Пряжников Н.С. рассматривает названные качества успешного выбора профессии с точки зрения задачи их формирования в процессе сопровождения профессионального самоопределения. Он пишет: «Главная (идеальная) цель профессионального самоопределения – постепенно сформировать у клиента внутреннюю готовность самостоятельно и осознанно планировать, корректировать и реализовывать перспективы своего развития (профессионального, жизненного и личностного)» (10).

Основополагающим из названных качеств успешного выбора профессии является осознание.  Самостоятельность предполагает автономную постановку целей деятельности, формулирование задач, оценку ее результатов, выбор и коррекцию  ее способов и т.д. Все эти действия  невозможно совершать без их осознания. Ответственность же, как раз и выражается в осознании себя причиной совершаемых поступков и их последствий (9).

Таким образом, осознанность является обязательным условием становления, как самостоятельности, так и ответственности.

Поэтому цель психологического сопровождения – это, прежде всего, повышение осознанности выбора профессии школьниками.  Участие в проекте «Выбери профессию – создай свой проект» способствует, прежде всего, повышению осознанности выбора.

Методики, включенные в программу логически можно разделить на две части. Методики 1, 2, 3 направлены на помощь школьникам  в профессиональном самоопределении.  Методика 1 – ДДО Климова Е.А. в модификации Осницкого А.К. (11).  Она предназначена для выявления интереса человека к определенным типам профессий (человек — природа; человек — техника; человек — человек; человек — знаковая техника, знаковый образ; человек — художественный образ).

Методика 2 – тест по изучению профессиональной направленности Голланда Д. в модификации Азбель А.А. (1).

Методика  3 – тест-игра «структура профессии», разработанная на основе четырехъярусной классификации профессий Климова.

Цели тест-игры:

- знакомит подростка с идеей о существовании общих структурных составляющих любой профессии;

- увеличивает осознанность профессионального самоопределения подростков;

- расширяет  представление подростка  о мире существующих профессий;

-  способствует формированию образа идеальной для себя работы и созданию «формулы» своей профессии.

- способствует выбору подходящей для подростка профессии из существующих у него нескольких возможных вариантов своего профессионального будущего.

Участие в игре позволяет подростку понять, что все профессии имеют одинаковую структуру признаков – предмет, цель, средства и условия труда. В результате игры школьник составляет собственную «формулу профессии»  на основании предпочтительных для него признаков профессии.  Далее подросток (с помощью преподавателей, психологов, родителей, знакомых и др.) подбирает конкретную профессию или несколько профессий, соответствующих данной формуле.

Этот выбор не всегда очевиден и легок, но именно он способствует осознанию и переживанию подростком соответствия сделанного выбора своим внутренним представлениям о будущей профессии, а также  ответственности за него. Это психологически очень важный момент – взрослые могут помогать в поиске альтернатив выбора, но право на окончательный выбор принадлежит  школьнику.

Методики 4 – 9 направлены на исследование индивидуально-личностных особенностей школьников, в той или иной мере связанных с их профессиональным самоопределением. Данные тесты могут помочь определить причины затруднений, возникающих у школьника при принятии решения о выборе профессии.

Наличие большого количества тестов не означает, что школьник должен пройти их все. Решение о целесообразности использования тех или иных методик принимает психолог или педагог, проводящий профконсультации с подростками.

Далее, на основе набора альтернатив подходящих профессий, школьник строит проект одной из избранных профессий. Работа над проектом расширяет  представление школьника о будущей профессии, о ее структурных элементах (предмете, цели, средствах и условиях), наполняя их реальным содержанием. Он может участвовать в нескольких проектов, может делать проекты профессии ежегодно, например, дополняя и корректируя их содержание. Все это  будет способствовать осознанности и обоснованности выбора профессии, развитию их самостоятельности и пониманию ответственности за принимаемое решение.

Авторами подготовлена программа тренинг-семинара «Технология инновационного, системно-креативного мышления и управления в школе с использованием программного комплекса «ТТРП-ЭВРИКА». Предварительная апробация технологии, методик и программного обеспечения была проведена в нескольких школах г. Москвы и Московской области. В результате:

  • подготовлены первые выпуски преподавателей и школьников с углубленными знаниями, навыками и умениями в области инноватики, способные к разработке предпринимательских проектов на коммерческой основе и созданию для себя рабочих мест, в том числе в ходе практической реализации проекта;
  • организована инновационная среда для разработки школьниками и преподавателями предпринимательских проектов, а также повышения социальной активности учащихся;
  • повышена эффективность оценки учащихся за счет применения интерактивных форм ведения занятий – работа в командах, работа в классе/вне класса, управленческое проектирование (индивидуальное и командное), защита проектов, итоговый контроль знаний.

Перспективы проекта:

  1. В школах города/региона, на базе компьютерных классов, может быть установлено специализированное программное обеспечение, с помощью которого каждая школа будет способна разрабатывать индивидуальные и командные проекты по любой учебной дисциплине, вести инновационные проекты и осуществлять административно-хозяйственное управление. Содержание установленного ПО (тесты, кейс-стади, список учебных дисциплин для командных проектов, приложения и т.д.), а также учебно-методические материалы для лабораторий инновационного мышления и проектирования, будут согласованы с Управлением образования Администрации города/региона.
  2. Будут подготовлены для каждой школы преподаватели-тьюторы, способные самостоятельно работать с технологиями, методиками и ПО, а также эффективно организовывать инновационную работу в школах.
  3. Будут подготовлены первые выпуски преподавателей и школьников с углубленными знаниями, навыками и умениями в области инноватики, а также создан задел для дальнейшей работы.
  4. Будет предоставлена возможность разработки школьниками и преподавателями предпринимательских инновационных проектов на коммерческой основе, в т.ч. создавая свои собственные будущие рабочие места, а также повышения социальной активности учащихся, в т.ч. за счет их раннего профессионального самоопределения.
  5. Внедрение проекта поможет повысить эффективность оценки учащихся за счет применения интерактивных форм ведения занятий – работа в командах, работа в классе/вне класса, управленческое проектирование (индивидуальное и командное), защита проектов, итоговый контроль знаний.
  6. Будет повышена эффективность управления школой (разработка стратегии развития с использованием самых современных управленческих технологий и ПО, а также инновационных проектов развития школы, см. п. 8).
  7. Могут быть созданы (на базе компьютерных классов школ) лаборатории инновационного мышления и проектирования, оснащенные самыми современными учебными и профессиональными технологиями, методиками и ПО, что позволит им активно вести инновационную работу и участвовать в программах и грантах любого уровня, в т.ч. и международного.
  8. Будет создана база данных инновационных проектов школы города/региона, готовых к практической реализации, в т.ч. коммерческой.

Список литературы

  1. Грецов А.Г.,  Азбель А.А. Узнай себя. Психологические тесты для подростков. — Спб.: Питер, 2007. – 176с.: ил.
  2. Зеер Э.Ф. Психология профессий: Учебное пособие для студентов вузов.— 2-е изд., перераб., доп. — М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2003.— 336 с.
  3. Зотова Н.Н. Происхождение ошибок старшеклассников при    выборе профессии и возможность их профилактики. Вестник. Млск. ун-та. Сер 14. Психология.  2010, № 2, с. 102-110.
  4. Зотова Н.Н. О готовности подростков к выбору профессии  //  Трудности и перспективы становления профессионала: Сборник научных трудов  / Под ред. проф. Е.А. Климова. М.: МГУ, 2012. – 224 с.
  5. Зотова Н.Н., Федотова М.А.,  Шевырев А.В.Технологии проектной работы в учебном процессе на основе профессионального самоопределения школьников. Сборник Шамовские чтения, М.: МПГУ, 2013.
  6. Климов Е.А. Образ мира в разнотипных профессиях: Учебное пособие. —  М.: Изд-во МГУ. 1995. – 224 с.
  7. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. Ростов-на-Дону.: Издательство «Феникс», 1996. – 512 с.
  8. Леонтьев Д.А. Профессиональное самоопределение как построение образов возможного будущего // Вопросы психологии. 2001. № 1. С. 57-66.
  9. Леонтьев Д.А. Феномен ответственности: между недержанием и гиперконтролем // Экзистенциальное измерение в консультировании и психотерапии. Т. 2. Вильнюс. 2005.  С. 7-22.
  10.   Пряжников Н.С. Методы активизации профессионального и личностного самоопределения.  Москва-Воронеж. 2003.
  11.  Психологическое сопровождение выбора профессии: Научно-методическое пособие / Под ред. Л.М. Митиной. – 2-е изд., испр. – М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2003. – 184 с.
  12.  Шевырев А.В., Палей Т.Ф., Бакеева Й.Р., Горшков Д.В. Системно-креативное мышление в обучении проектному управлению в вузе, издательство КГФЭИ, Казань, 2011.
  13. www.ewrikasmc.ru/newshool.html – раздел «Новая школа»

 

Сведения об авторах:

1. Зотова Наталья Николаевна — младший научный сотрудник факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова

2. Федотова Марина Александровна – к.э.н., доцент кафедры «Инновационные технологии» МИИТ,

3. Шевырев Анатолий Викторович – к.э.н., директор НИЦ Креативного мышления МАЭП, ewrikamail@mail.ru , www.ewrikasmc.ru.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>