Технологии проектной работы в учебном процессе на основе профессионально- го самоопределения школьников

Зотова Наталья Николаевна, мл.н.с. факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова, Федотова Марина Александровна, к.э.н., доцент кафедры «Инновационные технологии» МИИТ, Шевырев Анатолий Викторович, к.э.н., директор НИЦ Креативного мышления МАЭП.

Одной из системных задач современного школьного образования является задача формирования у выпускника такой личностной основы, которая позволит ему успешно социализироваться в развивающемся обществе, проектировать свой профессиональный путь, эффективно использовать свой творческий потенциал. Для решения этой задачи группой преподавателей московских и региональных вузов и школ предложен Проект «Новая школа – инновационная школа».

Основные цели Проекта. Внедрение концептуальной, учебно-методической, и программно-аппаратной базы развития инновационного, системно-креативного мышления (СКМ) как в сам учебный процесс, так и в управление им, позволит перейти российским школам на инновационный путь развития в режиме самоорганизации и решить следующие задачи (8): связать различные знания школьников в единую, развивающуюся систему знаний, интенсифицировать процесс обучения и получения эффективных креативных решений; сформировать навыки самоуправления и системно-креативного мышления (СКМ) школьников для разработки и реализации конкретных инновационных проектов, в т.ч. коммерческих; облегчить и повысить производительность практической работы преподавателей и школьников, переведя ее в инновационно-исследовательский режим; облегчить и повысить производительность практической работы; сформировать навыки самоуправления и системно-креативного мышления (СКМ) школьников для разработки и реализации конкретных инновационных проектов, в т.ч. коммерческих; повысить эффективность процедур оценки результатов образования с учетом индивидуальной и командной проектной работы, создать портфолио школьника.

Предполагается, что в результате реализации Проекта в российских школах будет создана инновационная обучающая среда (9). В компьютерных классах будет установлено специализированное программное обеспечение (ПО), и каждая школа будет способна разрабатывать индивидуальные и командные проекты по любой учебной дисциплине, вести инновационные проекты и осуществлять административнохозяйственное управление. Будут подготовлены тьюторы, способные самостоятельно работать с технологиями, методиками и ПО.

Работа школьников над проектами в ходе учебного процесса основана на технологии раннего профессионального самоопределения и осуществляется в два этапа: а)индивидуальное тестирование (тесты ДДО Климова, Голланда, преодоление жизненных проблем и т.д.) для определения предварительной профессиональной ориентации; б) разработка и защита проектов – как проектов освоения будущей профессии, так и проектов по предметным дисциплинам, имеющим отношение к выбраннойпрофессии. Создание проекта может быть как индивидуальным, так и командным. При этом используются программные модули ПК «ТТРП-ЭВРИКА». Рис.2.

Для принятия решения о будущей профессии школьникам необходимо учесть множество разнородных факторов, что сложно даже взрослым. В числе этих факторов осознание своих интересов и их отличие от склонностей, а также собственных ценностей, способностей, индивидуально-личностных качеств.

Главных внутренних факторов выбора – «хочу-могу-надо». И, наконец, социальных, экономических и медицин ских обстоятельств. Встает вопрос о принципиальной возможности принятия подростками самостоятельного обоснованного решения в выборе профессии. Д.А. Леонтьев считает, что выпускники школ не готовы сделать полноценный выбор в силу недостаточной сформированности функции планирования к 16-17 годам (6). Не удивительно поэтому, что, согласно статистике, более 50% выпускников ВУЗов устраиваются работать непо специальности.

В силу сложности выбора для принятия успешного решения подросткам необходима существенная помощь взрослых – родителей, учителей, психологов. Признаками успешного выбора в профориентации принято считать – осознанность, самостоятельность и ответственность (1, 4, 5, 7). Среди них осознанность – ведущий признак (2, 3). Следовательно, цель сихологического сопровождения – это прежде всего повышение осознанности выбора. Модуль компьютерной программы «Выбери профессию — создай свой проект» содержит ряд тестов разной направленности. Одни методики направлены непосредственно на определение склонности к определенным типам профессий. Это дифференциально-диагностический опросник Климова, который определяет какой из 5 типов профессий (человек-природа, человек-техника, человек-знаковая система, человек-художественный образ) предпочитает школьник; а также тест Д. Голланда, выявляющий тип профессиональной направленности личности и отвечающие данному типу профессии.

Технологии проектной работы Рис 1

Рис. 1. Общая схема автоматизированной информационно-управляющей системы «НОВАЯ ШКОЛА»

Остальные тесты, скорее направлены на исследование индивидуально- личностных качеств. Набор используемых методик позволяет использовать их как для старше иклассников, так и для учащихся средней школы.

В состав программы входит также тест-игра «структура профессии», разработанная на основе четырехярусной классификации профессий Климова. Участие в игре позволяет подростку понять, что все профессии имеют одинаковую структуру признаков предмет, цель, средства и условия труда. Цель игры – составить «формулу профессии» на основании предпочтительных выборов признаков той или иной профессии (4).

Далее, на основе набора альтернатив подходящих профессий, школьник строит проект одной из избранных профессий. Он может осуществить построение нескольких проектов, может делать проекты профессии ежегодно, что будет способствовать осознанности и обоснованности выбора. Этому в значительной мере способствует ещё и индивидуальная работа с психологом.

Авторами подготовлена программа тренинг-семинара «Технология инновационного, системно-креативного мышления и управления в школе с использованием программного комплекса ТТРП-ЭВРИКА». Предварительная апробация технологии, методик и программного обеспечения была проведена в нескольких школах г. Москвы и Московской области. В результате подготовлены первые выпуски преподавателей и школьников с углубленными знаниями, навыками и умениями в области инноватики, способные к разработке предпринимательских проектов на коммерческой основе и созданию для себя рабочих мест; организована инновационная среда дляразработки школьниками и преподавателями предпринимательских проектов на 100 коммерческой основе, в т.ч. создавая свои собственные будущие рабочие места, а также повышения социальной активности учащихся; повышена эффективность оценки учащихся за счет применения интерактивных форм ведения занятий – работа в командах, работа в классе/вне класса, управленческое проектирование (индивидуальное и командное), защита проектов, итоговый контроль знаний.

Технологии проектной работы Рис 2

Рис. 2 — Экраны модуля «Выбери профессию – создай проект»

1. Зеер Э.Ф. Психология профессий. – М., 2006. 2. Зотова Н.Н. Происхождение ошибок старшеклассников при выборе профессии и возможность их профилактики. Вестник. МГУ. Сер 14. Психология. – 2010, – № 2. 3. Зотова Н.Н. О готовности подростков к выбору профессии // Трудности и перспективы становления профессионала (под ред. проф. Климова Е.А.). 4. Климов Е.А. Образ мира в разнотипных профессиях. – М., МГУ. 1995. 5. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. – Ростов-на-Дону.1996. 6. Леонтьев Д.А. Профессиональное самоопределение как построение образов возможного будущего // Вопросы психологии. – 2001. – № 1. – С. 57-66. 7. Пряжников Н.С. Методы активизации профессионального и личностного самоопределения. – Москва-Воронеж, 2003. 8. Шевырев А.В., Палей Т.Ф., Бакеева Й.Р., Горшков Д.В. Системно-креативноемышление в обучении проектному управлению в вузе, – Казань: КГФЭИ, 2011. 9. www.ewrikasmc.ru/newshool.html – раздел «Новая школа»

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>