Все записи автора Baggiton

Новые книги «Системная аналитика в управлении» и «Системная аналитика в ситуационных центрах»

Оглавление «Системная аналитика в управлении»

%d0%ba%d0%bd%d0%b8%d0%b3%d0%b0

«Системная аналитика в ситуационных центрах»

%d0%bc%d0%b0%d0%bb%d0%b0%d1%8f%d0%bc%d0%b5%d1%82%d0%be%d0%b4%d0%b8%d1%87%d0%ba%d0%b0 %d0%ba%d0%bd%d0%b8%d0%b3%d0%b0

Всероссийская научно-практическая конференция на тему: «Консолидация общества: аналитика обеспечения развития России и ее национальной безопасности»

23 ноября в 10:00 в Общественной палате РФ (Миусская пл., д. 7) состоится Третья Всероссийская научно-практическая конференция на тему: «Консолидация общества: аналитика обеспечения развития России и ее национальной безопасности».

Организаторы: Общественная палата РФ, Ассоциация «Аналитика», РАН, Институт экономических стратегий и АО «Системы управления».

Цель Конференции — разработка механизмов консолидации общества в условиях нарастающих угроз развитию и национальной безопасности России.

Участвуют: заместетитель Секретаря ОП РФ Сергей Орджоникидзе, председатель Комиссии ОП РФ по безопасности Антон Цветков. Планируются выступления представителей органов государственной власти и управления, научных организаций, общественных объединений, ведущих специалистов-аналитиков, в том числе:

Олег Бочкарев, зам.председателя коллегии ВПК РФ, к.э.н. — по теме: «Роль консолидации общества в укреплении оборонно-промышленного потенциала страны»;
Сергей Глазьев, советник Президента РФ, академик РАН — по теме: «Социально-экономические риски и угрозы консолидации общества»;
Алексей Мухин, генеральный директор Центра политической информации — по теме: «Современные подходы к формированию отечественной элиты и ее роль в консолидации российского общества»;
Михаил Ремезов, Президент Института национальной стратегии, к.ф.н. — по теме: «Формирование гражданской нации, как путь укрепления российского общества».

Работа будет проходить по шести секциям:

Секция №1 – «Стратегия развития страны и консолидация российского общества» (Модераторы: Герасимов В.И., Зав.отделом научного сотрудничества ИНИОН РАН, к.ф.н.; Лепский В.Е., Главный научный сотрудник Института философии РАН, д.п.н., профессор);

Секция №2 – «Социальные риски и угрозы консолидации общества» (Модераторы: Турчинов А.И., Советник при ректорате ГГУ, д.с.н., профессор, заслуженный деятель науки РФ; Черныш М.Ф., Зам.директора Института социологии РАН, д.с.н., профессор; Калмыков Н.Н., Директор экспертно-аналитического центра РАНХиГС, к.с.н.);

Секция №3 – «Применение аналитических технологий в решении актуальных проблем консолидации общества» (Модераторы: Дербин Е.А., Профессор МГТУ им.Н.Э.Баумана, д.в.н.; Чибисов М.Ф., Директор по ИТ компании «Еврохим», к.т.н.; Кара-Мурза С.Г., Главный научный сотрудник Института социально-политических исследований РАН, д.х.н., профессор);

Секция №4 – «Информатика: роль, место и ресурсные возможности в процессах консолидации общества» (Модераторы: Зацаринный А.А., Заместитель директора ФИЦ «Информатика и управление» РАН, д.т.н; Беляев И.И., Советник председателя правления АО «Россельхозбанк», д.т.н., профессор);

Секция №5 – «Методологические проблемы процессов консолидации общества в целях развития и безопасности страны» (Модераторы: Анисимов О.С., Президент АНО Методологический центр «Цивилизационные стратегии», д.п.н., профессор; Курносов Ю.В., Руководитель проекта «Русская аналитическая школа», д.ф.н., профессор);

Секция №6 – «Потенциал молодежи, как фактор инновационного развития России: управление и кадры» (Модераторы: Агеев А.И., Ген.директор «Института экономических стратегий», д.э.н, профессор; Мирошниченко Е.А., Председатель «Союза молодых инженеров России», Президент МОО «Русское технологическое общество»).

По результатам Конференции участники примут Резолюцию и Обращение к российскому экспертно-аналитическому сообществу.

За более подробной информацией о работе Конференции обращайтесь в адрес Оргкомитета: +7 915 168-36-35, vitya.sharov.51@mail.ru.

Форма для аккредитации СМИ

Телефон для аккредитации СМИ: (495) 221-83-61.

Информация для участников: (495) 221-83-64.

 

Система распределенных ситуационных центров-2015. 5-я научно-практическая конференция

7-9 октября 2015г. в г. Ярославле состоится ежегодная научно-практическая конференция «Система распределенных ситуационных центров — 2015».Снимок

Будет развернут типовой СЦ субъекта федерации и типовые информационные системы СЦ на базе СЦ Губернатора Ярославской области

Состоится бизнес-игра по практическому освоению методов и инструментов ситуационного анализа для решения задача государственного управления

Пройдут 5 секций

  • Информационно-аналитическое обеспечение для СРСЦ
  • СЦ в силовых ведомствах
  • Аппаратно-программное обеспечение для СРСЦ
  • Безопасный город и СРСЦ
  • Защита информации в СРСЦ

«Информационно-аналитическое обеспечение СРСЦ»

СнимокМодератор: Ильин Николай Иванович, заместитель начальника управления Службы специальной связи и информации ФСО России, заместитель главного конструктора СРСЦ, д.т.н., профессор

  • Проекты, реализованные в 2014-2015гг.
  • Стратегическое планирование: типовые задачи
  • Матрица функциональных блоков и программных продуктов

 

«СЦ в силовых ведомствах»

Снимок2Модератор: Курочкин Владимир Павлович, начальник управления Национального центра управления обороной Министерства обороны Российской Федерации

  • Ситуационные центры силовых ведомств
  • Опыт организации межведомственного взаимодействия
  • Опыт организации, проектирования, эксплуатации СЦ в силовых ведомствах

«Аппаратно –программное обеспечение»

Снимок3Модератор: Клименко Кирилл Викторович, начальник управления информационных систем Спецсвязи ФСО России

  • Телекоммуникационная инфраструктура для органов государственной власти РФ
  • СЦ, построенный по облачной модели
  • Средства отображения: анализ перспективных технологий

 

«Безопасный город и СРСЦ»

СнимокМодератор: Ананьев Алексей Николаевич, ответственный секретарь межведомственной комиссии по вопросам, связанным с внедрением и развитием систем аппаратно-программного комплекса технических средств «Безопасный город»

  • Результаты работы межведомственной комиссии по вопросам, связанным с внедрением и развитием систем «Безопасный город»
  • Взаимодействие умного города, безопасного города и ситуационного центра губернатора
  • Система оповещения населения в рамках системы «Безопасный город»

«Актуальные вопросы защиты информации в СРСЦ»

Модератор: Представитель Федеральной службы безопасности Российской Федерации

  • Совершенствование нормативно-правовой базы в сфере защиты информации, касающиеся развития СРСЦ
  • Защита информации в ситуационных центрах при их сетевом взаимодействии и при организации удаленного доступа
  • Разработка учебных программ подготовки кадров для СРСЦ

Конференция будет проходить в Концертно-зрелищном центр «Миллениум»

millenium-620x342

Раннее профессиональное самоопределение и проектное управление в школе как основа выбора профориентации

Зотова Н.Н. (МГУ), Федотова М.А. (МИИТ), Шевырев А.В. (МАЭП)

В статье обосновывается важность внедрения проектного управления для создания инновационной среды обучения и управления в школе, интерактивной формы ведения занятий и повышения осознанности и успешности выбора  профессии подростками. Работа школьников над проектами в ходе учебного процесса основана на технологии раннего профессионального самоопределения и осуществляется в два этапа: а) индивидуальное тестирование  для определения предварительной профессиональной ориентации; б) разработка и защита проектов – как проектов освоения будущей профессии, так и проектов по предметным дисциплинам, имеющим отношение к выбранной профессии. Сложность в принятии решения о будущей профессии заключается в необходимости  учесть множество разнородных факторов, Главными являются факторы «хочу-могу-надо». За интересом к деятельности (фактор «хочу») может стоять не только содержательная ее сторона. Она может быть интересна как средство общения с друзьями,  повышения самооценки и др. Недостаточный учет этого фактора дает большое количество ошибок при выборе профессии. Успешный выбор профессии подростками, характеризуется некоторыми необходимыми качествами: осознанностью, самостоятельностью и ответственностью, где определяющим является осознанность. Работа над проектом расширит  представление школьника о будущей профессии и будет способствовать осознанности и обоснованности выбора профессии.

The article explains the importance of introducing a school project management to create innovative learning environments, interactive forms of conducting training and awareness of choice of profession teenagers. Students work on projects in the educational process is based on the technology of early professional self-determination and carried out in two stages: a) individual testing to determine the pre-employment orientation; b) development and protection projects — as a future profession development projects and projects on various subjects related to their chosen profession . Difficulty in making a decision about the future profession is the need to take into account many diverse factors are the main factors «want — can — need .» For interest in an activity factor ( «want» ) can stand not only informative her side. It may be interesting as a means of communicating with friends, self-esteem , etc. Lack of consideration of this factor gives a lot of mistakes when choosing a profession. Successful career choices teenagers characterized by some essential qualities : awareness, autonomy and responsibility , where the determining factor is awareness. Work on the project will expand student representation on the profession, and will promote awareness and the propriety of the profession.

Ключевые слова: инновационная среда, интерактивная форма ведения занятий, индивидуальные и командные проекты, профессиональное самоопределение, осознанность выбора профессии.

Keywords: innovation environment, interactive form of conduct classes, individual and team projects, professional self-awareness of choice of profession.

Одной из системных задач современного школьного образования является задача формирования у выпускника такой профессионально-личностной ориентации, которая позволит ему успешно социализироваться и эффективно использовать свой творческий потенциал. Для  решения этой задачи группой преподавателей московских и региональных вузов и школ предложен Проект «Новая школа – инновационная школа».

Основные цели Проекта. Внедрение концептуальной, учебно-методической, технологической и программно-аппаратной базы развития инновационного, системно-креативного мышления (СКМ) как в сам учебный процесс, так и в управление образовательным учреждением, позволит перейти российским школам на инновационный путь развития в режиме самоорганизации и решить следующие задачи (8):

  • для интенсификации процесса обучения и получения эффективных креативных решений объединить получаемые школьниками знания в единую, развивающуюся систему знаний;
  • сформировать навыки самоуправления, в т.ч. командного, а также  системно-креативного мышления (СКМ) школьников для разработки и реализации конкретных инновационных проектов, в т.ч. коммерческих;
  • облегчить  и повысить производительность практической  работы преподавателей и школьников, переведя ее в инновационно-исследовательский режим;
  •  разработать программы индивидуального обучения как форму внедрение индивидуализации образования;
  • повысить эффективность процедур оценки результатов образования с учетом индивидуальной и командной проектной работы, создать  портфолио школьника.

Предполагается, что в результате реализации Проекта в российских школах будет создана инновационная обучающая среда (9). В компьютерных классах будет установлено специализированное программное обеспечение (ПО), и каждая школа будет способна разрабатывать индивидуальные и командные проекты по любой учебной дисциплине, вести инновационные проекты и осуществлять административно-хозяйственное управление. Будут подготовлены тьюторы, способные самостоятельно работать с технологиями, методиками и программным обеспечением.

Технологии проектной работы Рис 1

Рис. 1. Общая схема автоматизированной информационно-управляющей системы «НОВАЯ ШКОЛА»

Работа школьников над проектами в ходе учебного процесса основана на технологии раннего профессионального самоопределения и осуществляется в два этапа: а) индивидуальное тестирование  для определения предварительной профессиональной ориентации; б) разработка и защита проектов – как проектов освоения будущей профессии, так и проектов по предметным дисциплинам, имеющим отношение к выбранной профессии. Создание проекта можно осуществлять как в индивидуальном, так и в командном варианте. При  этом используются модули программного комплекса «ТТРП-ЭВРИКА» (Рис.2).

Схемы реализации модуля «Выбери профессию  Рис 3

 

Рис. 2 – Схемы реализации модуля «Выбери профессию – создай проект» (8-10 классы)

 

Выбор профессии это заключительный этап длительного и сложного процесса профессионального самоопределения. Климов Е.А. считает, что выбор профессии лишь кажется однократным и мгновенным событием, на самом деле, он осуществляется по формуле: «Мгновение плюс вся предшествующая жизнь» (7).

Сложность заключается в том, что для принятия решения о будущей профессии школьникам необходимо учесть множество разнородных факторов, что нелегко сделать даже взрослым. Особенно трудно приходится учащимся восьмых классов, когда они вынуждены принимать решение о выборе профильного класса.

В первую  очередь,  им необходимо ориентироваться на  главные  факторы выбора – «хочу», «могу» и «надо». Фактор «хочу» предполагает осознание своих интересов и их отличие от склонностей,  Интерес — это стремление к изучение какого-либо предмета, т.е. желание знать.  Склонность — это тенденция к тому, чтобы заниматься определённой деятельностью, т.е. стремление делать. Как интересы, так  и склонности могут стать  профессиональными, если будут включены школьниками в свои личные жизненные планы.

Фактор «хочу» самый трудный для осознания подростками, за желанием чем-то заниматься может стоять не только содержательная сторона деятельности. Эта деятельность может быть средством общения с друзьями,  средством достижения популярности, повышения самооценки и т.д. И это опять касается, прежде всего, восьмиклассников, для которых общение пока еще остается ведущей деятельностью.  Недостаточный учет этого фактора дает большое количество ошибок при выборе профессии (3) и может приводить к смене профессии.

Фактор «могу» предполагает понимание своих способностей и индивидуально-личностных особенностей, а также оценку возможностей их реализации, в том числе обучения, например, в конкретном городе или регионе. Взрослым следует поддерживать и поощрять склонности подростков к каким-либо занятиям, поскольку именно в деятельности, прежде всего, учебно-проектной, они смогут понять и прочувствовать одни свои способности и дефицит других, которые необходимо и возможно развивать.

Фактор «надо» учитывается в большей степени, чем предыдущие, в особенности это касается востребованности профессии, и ее престижности.  Однако не всегда  учитываются потребности рынка в тех или иных  специалистах и перспектива его развития в пределах данного региона. И наконец, необходимо принимать во внимание социальные, экономические и медицинские обстоятельства и ограничения.

Встает вопрос о принципиальной возможности принятия подростками самостоятельного обоснованного решения в выборе профессии. Д.А. Леонтьев считает, что выпускники школ не готовы сделать полноценный выбор в силу недостаточной сформированности функции планирования к 16-17 годам, она продолжает свое развитие даже и после 20-летнего возраста молодых людей (8). Однако практика показывает, что при умелой поддержке профессионального самоопределения учащихся, многие из них успешно справляются с этой задачей.

Успешный выбор профессии подростками, как полагают исследователи профессионального самоопределения, характеризуется некоторыми необходимыми качествами, а именно – осознанностью, самостоятельностью и ответственностью принятия решения.

Например, Климов Е.А. полагает, что данные качества выбора  оказывают влияние на дальнейшую профессиональную судьбу молодого человека. Он также предлагает: «Считать сознательный и самостоятельный выбор профессионального трудового пути …необходимым условием успешности его труда и удовлетворенности в будущем… (7).

Сходной позиции придерживается Зеер Е.Ф.: «Важнейшим критерием осознания и продуктивности профессионального становления личности является ее способность… самостоятельно проектировать, творить свою профессиональную, жизнь, ответственно принимать решения о выборе профессии…» (2).

Пряжников Н.С. рассматривает названные качества успешного выбора профессии с точки зрения задачи их формирования в процессе сопровождения профессионального самоопределения. Он пишет: «Главная (идеальная) цель профессионального самоопределения – постепенно сформировать у клиента внутреннюю готовность самостоятельно и осознанно планировать, корректировать и реализовывать перспективы своего развития (профессионального, жизненного и личностного)» (10).

Основополагающим из названных качеств успешного выбора профессии является осознание.  Самостоятельность предполагает автономную постановку целей деятельности, формулирование задач, оценку ее результатов, выбор и коррекцию  ее способов и т.д. Все эти действия  невозможно совершать без их осознания. Ответственность же, как раз и выражается в осознании себя причиной совершаемых поступков и их последствий (9).

Таким образом, осознанность является обязательным условием становления, как самостоятельности, так и ответственности.

Поэтому цель психологического сопровождения – это, прежде всего, повышение осознанности выбора профессии школьниками.  Участие в проекте «Выбери профессию – создай свой проект» способствует, прежде всего, повышению осознанности выбора.

Методики, включенные в программу логически можно разделить на две части. Методики 1, 2, 3 направлены на помощь школьникам  в профессиональном самоопределении.  Методика 1 – ДДО Климова Е.А. в модификации Осницкого А.К. (11).  Она предназначена для выявления интереса человека к определенным типам профессий (человек — природа; человек — техника; человек — человек; человек — знаковая техника, знаковый образ; человек — художественный образ).

Методика 2 – тест по изучению профессиональной направленности Голланда Д. в модификации Азбель А.А. (1).

Методика  3 – тест-игра «структура профессии», разработанная на основе четырехъярусной классификации профессий Климова.

Цели тест-игры:

- знакомит подростка с идеей о существовании общих структурных составляющих любой профессии;

- увеличивает осознанность профессионального самоопределения подростков;

- расширяет  представление подростка  о мире существующих профессий;

-  способствует формированию образа идеальной для себя работы и созданию «формулы» своей профессии.

- способствует выбору подходящей для подростка профессии из существующих у него нескольких возможных вариантов своего профессионального будущего.

Участие в игре позволяет подростку понять, что все профессии имеют одинаковую структуру признаков – предмет, цель, средства и условия труда. В результате игры школьник составляет собственную «формулу профессии»  на основании предпочтительных для него признаков профессии.  Далее подросток (с помощью преподавателей, психологов, родителей, знакомых и др.) подбирает конкретную профессию или несколько профессий, соответствующих данной формуле.

Этот выбор не всегда очевиден и легок, но именно он способствует осознанию и переживанию подростком соответствия сделанного выбора своим внутренним представлениям о будущей профессии, а также  ответственности за него. Это психологически очень важный момент – взрослые могут помогать в поиске альтернатив выбора, но право на окончательный выбор принадлежит  школьнику.

Методики 4 – 9 направлены на исследование индивидуально-личностных особенностей школьников, в той или иной мере связанных с их профессиональным самоопределением. Данные тесты могут помочь определить причины затруднений, возникающих у школьника при принятии решения о выборе профессии.

Наличие большого количества тестов не означает, что школьник должен пройти их все. Решение о целесообразности использования тех или иных методик принимает психолог или педагог, проводящий профконсультации с подростками.

Далее, на основе набора альтернатив подходящих профессий, школьник строит проект одной из избранных профессий. Работа над проектом расширяет  представление школьника о будущей профессии, о ее структурных элементах (предмете, цели, средствах и условиях), наполняя их реальным содержанием. Он может участвовать в нескольких проектов, может делать проекты профессии ежегодно, например, дополняя и корректируя их содержание. Все это  будет способствовать осознанности и обоснованности выбора профессии, развитию их самостоятельности и пониманию ответственности за принимаемое решение.

Авторами подготовлена программа тренинг-семинара «Технология инновационного, системно-креативного мышления и управления в школе с использованием программного комплекса «ТТРП-ЭВРИКА». Предварительная апробация технологии, методик и программного обеспечения была проведена в нескольких школах г. Москвы и Московской области. В результате:

  • подготовлены первые выпуски преподавателей и школьников с углубленными знаниями, навыками и умениями в области инноватики, способные к разработке предпринимательских проектов на коммерческой основе и созданию для себя рабочих мест, в том числе в ходе практической реализации проекта;
  • организована инновационная среда для разработки школьниками и преподавателями предпринимательских проектов, а также повышения социальной активности учащихся;
  • повышена эффективность оценки учащихся за счет применения интерактивных форм ведения занятий – работа в командах, работа в классе/вне класса, управленческое проектирование (индивидуальное и командное), защита проектов, итоговый контроль знаний.

Перспективы проекта:

  1. В школах города/региона, на базе компьютерных классов, может быть установлено специализированное программное обеспечение, с помощью которого каждая школа будет способна разрабатывать индивидуальные и командные проекты по любой учебной дисциплине, вести инновационные проекты и осуществлять административно-хозяйственное управление. Содержание установленного ПО (тесты, кейс-стади, список учебных дисциплин для командных проектов, приложения и т.д.), а также учебно-методические материалы для лабораторий инновационного мышления и проектирования, будут согласованы с Управлением образования Администрации города/региона.
  2. Будут подготовлены для каждой школы преподаватели-тьюторы, способные самостоятельно работать с технологиями, методиками и ПО, а также эффективно организовывать инновационную работу в школах.
  3. Будут подготовлены первые выпуски преподавателей и школьников с углубленными знаниями, навыками и умениями в области инноватики, а также создан задел для дальнейшей работы.
  4. Будет предоставлена возможность разработки школьниками и преподавателями предпринимательских инновационных проектов на коммерческой основе, в т.ч. создавая свои собственные будущие рабочие места, а также повышения социальной активности учащихся, в т.ч. за счет их раннего профессионального самоопределения.
  5. Внедрение проекта поможет повысить эффективность оценки учащихся за счет применения интерактивных форм ведения занятий – работа в командах, работа в классе/вне класса, управленческое проектирование (индивидуальное и командное), защита проектов, итоговый контроль знаний.
  6. Будет повышена эффективность управления школой (разработка стратегии развития с использованием самых современных управленческих технологий и ПО, а также инновационных проектов развития школы, см. п. 8).
  7. Могут быть созданы (на базе компьютерных классов школ) лаборатории инновационного мышления и проектирования, оснащенные самыми современными учебными и профессиональными технологиями, методиками и ПО, что позволит им активно вести инновационную работу и участвовать в программах и грантах любого уровня, в т.ч. и международного.
  8. Будет создана база данных инновационных проектов школы города/региона, готовых к практической реализации, в т.ч. коммерческой.

Список литературы

  1. Грецов А.Г.,  Азбель А.А. Узнай себя. Психологические тесты для подростков. — Спб.: Питер, 2007. – 176с.: ил.
  2. Зеер Э.Ф. Психология профессий: Учебное пособие для студентов вузов.— 2-е изд., перераб., доп. — М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2003.— 336 с.
  3. Зотова Н.Н. Происхождение ошибок старшеклассников при    выборе профессии и возможность их профилактики. Вестник. Млск. ун-та. Сер 14. Психология.  2010, № 2, с. 102-110.
  4. Зотова Н.Н. О готовности подростков к выбору профессии  //  Трудности и перспективы становления профессионала: Сборник научных трудов  / Под ред. проф. Е.А. Климова. М.: МГУ, 2012. – 224 с.
  5. Зотова Н.Н., Федотова М.А.,  Шевырев А.В.Технологии проектной работы в учебном процессе на основе профессионального самоопределения школьников. Сборник Шамовские чтения, М.: МПГУ, 2013.
  6. Климов Е.А. Образ мира в разнотипных профессиях: Учебное пособие. —  М.: Изд-во МГУ. 1995. – 224 с.
  7. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. Ростов-на-Дону.: Издательство «Феникс», 1996. – 512 с.
  8. Леонтьев Д.А. Профессиональное самоопределение как построение образов возможного будущего // Вопросы психологии. 2001. № 1. С. 57-66.
  9. Леонтьев Д.А. Феномен ответственности: между недержанием и гиперконтролем // Экзистенциальное измерение в консультировании и психотерапии. Т. 2. Вильнюс. 2005.  С. 7-22.
  10.   Пряжников Н.С. Методы активизации профессионального и личностного самоопределения.  Москва-Воронеж. 2003.
  11.  Психологическое сопровождение выбора профессии: Научно-методическое пособие / Под ред. Л.М. Митиной. – 2-е изд., испр. – М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2003. – 184 с.
  12.  Шевырев А.В., Палей Т.Ф., Бакеева Й.Р., Горшков Д.В. Системно-креативное мышление в обучении проектному управлению в вузе, издательство КГФЭИ, Казань, 2011.
  13. www.ewrikasmc.ru/newshool.html – раздел «Новая школа»

 

Сведения об авторах:

1. Зотова Наталья Николаевна — младший научный сотрудник факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова

2. Федотова Марина Александровна – к.э.н., доцент кафедры «Инновационные технологии» МИИТ,

3. Шевырев Анатолий Викторович – к.э.н., директор НИЦ Креативного мышления МАЭП, ewrikamail@mail.ru , www.ewrikasmc.ru.

 

Технологии проектной работы в учебном процессе на основе профессионально- го самоопределения школьников

Зотова Наталья Николаевна, мл.н.с. факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова, Федотова Марина Александровна, к.э.н., доцент кафедры «Инновационные технологии» МИИТ, Шевырев Анатолий Викторович, к.э.н., директор НИЦ Креативного мышления МАЭП.

Одной из системных задач современного школьного образования является задача формирования у выпускника такой личностной основы, которая позволит ему успешно социализироваться в развивающемся обществе, проектировать свой профессиональный путь, эффективно использовать свой творческий потенциал. Для решения этой задачи группой преподавателей московских и региональных вузов и школ предложен Проект «Новая школа – инновационная школа».

Основные цели Проекта. Внедрение концептуальной, учебно-методической, и программно-аппаратной базы развития инновационного, системно-креативного мышления (СКМ) как в сам учебный процесс, так и в управление им, позволит перейти российским школам на инновационный путь развития в режиме самоорганизации и решить следующие задачи (8): связать различные знания школьников в единую, развивающуюся систему знаний, интенсифицировать процесс обучения и получения эффективных креативных решений; сформировать навыки самоуправления и системно-креативного мышления (СКМ) школьников для разработки и реализации конкретных инновационных проектов, в т.ч. коммерческих; облегчить и повысить производительность практической работы преподавателей и школьников, переведя ее в инновационно-исследовательский режим; облегчить и повысить производительность практической работы; сформировать навыки самоуправления и системно-креативного мышления (СКМ) школьников для разработки и реализации конкретных инновационных проектов, в т.ч. коммерческих; повысить эффективность процедур оценки результатов образования с учетом индивидуальной и командной проектной работы, создать портфолио школьника.

Предполагается, что в результате реализации Проекта в российских школах будет создана инновационная обучающая среда (9). В компьютерных классах будет установлено специализированное программное обеспечение (ПО), и каждая школа будет способна разрабатывать индивидуальные и командные проекты по любой учебной дисциплине, вести инновационные проекты и осуществлять административнохозяйственное управление. Будут подготовлены тьюторы, способные самостоятельно работать с технологиями, методиками и ПО.

Работа школьников над проектами в ходе учебного процесса основана на технологии раннего профессионального самоопределения и осуществляется в два этапа: а)индивидуальное тестирование (тесты ДДО Климова, Голланда, преодоление жизненных проблем и т.д.) для определения предварительной профессиональной ориентации; б) разработка и защита проектов – как проектов освоения будущей профессии, так и проектов по предметным дисциплинам, имеющим отношение к выбраннойпрофессии. Создание проекта может быть как индивидуальным, так и командным. При этом используются программные модули ПК «ТТРП-ЭВРИКА». Рис.2.

Для принятия решения о будущей профессии школьникам необходимо учесть множество разнородных факторов, что сложно даже взрослым. В числе этих факторов осознание своих интересов и их отличие от склонностей, а также собственных ценностей, способностей, индивидуально-личностных качеств.

Главных внутренних факторов выбора – «хочу-могу-надо». И, наконец, социальных, экономических и медицин ских обстоятельств. Встает вопрос о принципиальной возможности принятия подростками самостоятельного обоснованного решения в выборе профессии. Д.А. Леонтьев считает, что выпускники школ не готовы сделать полноценный выбор в силу недостаточной сформированности функции планирования к 16-17 годам (6). Не удивительно поэтому, что, согласно статистике, более 50% выпускников ВУЗов устраиваются работать непо специальности.

В силу сложности выбора для принятия успешного решения подросткам необходима существенная помощь взрослых – родителей, учителей, психологов. Признаками успешного выбора в профориентации принято считать – осознанность, самостоятельность и ответственность (1, 4, 5, 7). Среди них осознанность – ведущий признак (2, 3). Следовательно, цель сихологического сопровождения – это прежде всего повышение осознанности выбора. Модуль компьютерной программы «Выбери профессию — создай свой проект» содержит ряд тестов разной направленности. Одни методики направлены непосредственно на определение склонности к определенным типам профессий. Это дифференциально-диагностический опросник Климова, который определяет какой из 5 типов профессий (человек-природа, человек-техника, человек-знаковая система, человек-художественный образ) предпочитает школьник; а также тест Д. Голланда, выявляющий тип профессиональной направленности личности и отвечающие данному типу профессии.

Технологии проектной работы Рис 1

Рис. 1. Общая схема автоматизированной информационно-управляющей системы «НОВАЯ ШКОЛА»

Остальные тесты, скорее направлены на исследование индивидуально- личностных качеств. Набор используемых методик позволяет использовать их как для старше иклассников, так и для учащихся средней школы.

В состав программы входит также тест-игра «структура профессии», разработанная на основе четырехярусной классификации профессий Климова. Участие в игре позволяет подростку понять, что все профессии имеют одинаковую структуру признаков предмет, цель, средства и условия труда. Цель игры – составить «формулу профессии» на основании предпочтительных выборов признаков той или иной профессии (4).

Далее, на основе набора альтернатив подходящих профессий, школьник строит проект одной из избранных профессий. Он может осуществить построение нескольких проектов, может делать проекты профессии ежегодно, что будет способствовать осознанности и обоснованности выбора. Этому в значительной мере способствует ещё и индивидуальная работа с психологом.

Авторами подготовлена программа тренинг-семинара «Технология инновационного, системно-креативного мышления и управления в школе с использованием программного комплекса ТТРП-ЭВРИКА». Предварительная апробация технологии, методик и программного обеспечения была проведена в нескольких школах г. Москвы и Московской области. В результате подготовлены первые выпуски преподавателей и школьников с углубленными знаниями, навыками и умениями в области инноватики, способные к разработке предпринимательских проектов на коммерческой основе и созданию для себя рабочих мест; организована инновационная среда дляразработки школьниками и преподавателями предпринимательских проектов на 100 коммерческой основе, в т.ч. создавая свои собственные будущие рабочие места, а также повышения социальной активности учащихся; повышена эффективность оценки учащихся за счет применения интерактивных форм ведения занятий – работа в командах, работа в классе/вне класса, управленческое проектирование (индивидуальное и командное), защита проектов, итоговый контроль знаний.

Технологии проектной работы Рис 2

Рис. 2 — Экраны модуля «Выбери профессию – создай проект»

1. Зеер Э.Ф. Психология профессий. – М., 2006. 2. Зотова Н.Н. Происхождение ошибок старшеклассников при выборе профессии и возможность их профилактики. Вестник. МГУ. Сер 14. Психология. – 2010, – № 2. 3. Зотова Н.Н. О готовности подростков к выбору профессии // Трудности и перспективы становления профессионала (под ред. проф. Климова Е.А.). 4. Климов Е.А. Образ мира в разнотипных профессиях. – М., МГУ. 1995. 5. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. – Ростов-на-Дону.1996. 6. Леонтьев Д.А. Профессиональное самоопределение как построение образов возможного будущего // Вопросы психологии. – 2001. – № 1. – С. 57-66. 7. Пряжников Н.С. Методы активизации профессионального и личностного самоопределения. – Москва-Воронеж, 2003. 8. Шевырев А.В., Палей Т.Ф., Бакеева Й.Р., Горшков Д.В. Системно-креативноемышление в обучении проектному управлению в вузе, – Казань: КГФЭИ, 2011. 9. www.ewrikasmc.ru/newshool.html – раздел «Новая школа»

Введение

        Темой данного учебного пособия является технология, предназначенная для решения задач и проблем (в первую очередь слабоструктурированных, крупномасштабных, управленческих), при которой не используются некоторые готовые методы в обычном понимании этого слова, то есть алгоритмы с заранее гарантированным результатом. Одна из особенностей такой деятельности заключается в ее творческом конфликтном характере, слабо поддающимся формализации, но одновременно требующем конкретного конечного решения.

Содержание

Использование информационно-аналитических технологий при принятии управленческих решений.

Введение 
Раздел 1. Сравнительный анализ парадигм исследования операций и принятий решений. 
Раздел 2. Основные этапы и элементы решения многокритериальной задачию 
Раздел 3. Информационно-аналитические технологии в социальном управлении 
Раздел 4. Метод анализа иерархий 
Раздел 5. Вопросы применения МАИ

Описание

Современные тенденции диктуют необходимость приведения в соответствие качества подготовки выпускников вузов требованиям экономики знаний, которые заключаются в том, что выпускник должен не только обладать набором необходимых знаний, но и умением генерировать их в течение всей жизни, умением ориентироваться в сложных проблемных ситуациях. В Научно-образовательном центре креативного мышления КГФЭИ на базе постоянно-действующего учебно-методического игрового комплексавнедряется проектный метод обучения студентов, а также создатьЛабораторию инновационного мышления в рамках которой с использованием специальных когнитивных технологий можно разрабатывать различные инновационные проекты…

Содержание

Системно-креативное мышление в обучении проектному управлению в вузе

Содержание 
Введение 
Раздел 1. Мышление как основа управленческой деятельности. Системное управление креативностью (system managing creativity). 
Раздел 2. Управление творческим процессом в организации: интеллектуальные организации (Thinking organization). Креативный ситуационный центр (КСЦ) как «мозговой центр» («ядро») интеллектуальной организации. 
Раздел 3. Управление индивидуальной и командной (групповой) креативностью (программы TeamCreator» и «Стратегическое совещание») 
Раздел 4. Обучение креативности в ВУЗе: проблемы внедрения и перспективы развития. Управленческое проектирование в вузе как базовый инструмент инноватизации образования. 
Раздел 5. Краткое описание модулей и программ ПК «ТТРП-ЭВРИКА».

Описание

      Шевырёв Анатолий Викторович, кандидат экономических наук, исполнительный директор «КОМЕН-ЦЕНТРА» при Московском международном университете бизнеса и информационных технологий, специалист в области управления социальными и экономическими системами. Предлагаемая книга рассказывает о том, что такое проблема в самом широком значении этого слова. Как осуществляется процесс мышления. Как связаны познание и язык. Какие стадии проходит проблема в своем развитии. Большое внимание уделено психологическим аспектам творчества, вынашиванию (инкубации) идей и озарению, как вершине мыслительной деятельности. 

      Если Вы готовы решать собственные проблемы, то уже обладаете четвертой частью успеха. Поднимаемся мы наверх или остаемся на днезависит от того, умеем ли мы контролировать обстоятельства, которые мы хотим контролировать. Секрет успеха в любом деле кроется в умении решать проблемы. Эта книга расскажет Вам о том, как решать их эффективно. В ней Вы найдете рецепты действий в сложных ситуациях, безошибочный путь преодоления трудностей и достижения целей. Как научиться извлекать уроки из поражений и превращать их в победы.